Размышления бывшего вице-спикера парламента РА Ара Саакяна о новосозданной коалиции
— Свое вчерашнее интервью “Аравоту” Вы завершили призывом не превращать Армению в гетто. А разве сформированная четырехсторонняя коалиция провозгласила такую цель?
— Во-первых, плохие цели не декларируются. Просто добрые намерениям часто имеют плохие последствия. Кроме того, в Армении нарушен принцип разделения властей. Национальное Собрание – не самостотельная ветвь власти, а придаток исполнительной власти. Я убежден, что это не парламентская коалиция, поскольку она не была сформирована 9 месяцев назад после парламентских выборов, а создана для того, чтобы завуалировать общественный раскол, возникший после президентских выборов. В своей основе пакт Республиканской партии, АРФ Дашнакцутюн и “Оринац еркир” основан на обмане. Обман первый: кандидаты в президенты от АРФД и “ОЕ” набрали голоса благодаря благосклонности властей и своей оппозиционному поведению. По сути, полученные ими голоса – это голоса избирателей, недовольных режимом. Обман второй: в парламенте у РПА и “Процветающей Армении” вполне достаточно голосов для формирования стабильного правительства. Присоединение к этому пакту двух других партий с точки зрения политической практики является излишним.
— Но Дашнакцутюн уже 10 лет действует как опора власти или просто как власть.
— Действительно, с того момент, как решением генпрокурора РА и под предлогом изменения ситуации шефы Дашнакцутюн были освобождены от несения уголовного наказания, эта партия стала опорой власти или, если говорить точнее, опорой Кочаряна. Но, знаете, хромающей власти нужна была не опора, а костыль. И этим костылем, проявив особый энтузиазм, но не безответную платоническую любовь, стала Дашнакцутюн. Сегодняшнее присутствие АРФД в коалиции имеет скрытые корни. “Процветающую Армению” создал Кочарян, АРФД поддерживает Кочаряна, следовательно, где “ПА”, там и АРФД. Пусть рядовые дашнакцаканы, котрые не утратили способность мыслить, не расстраиваются (я знаю, что многие из них недовольны таким положением вещей) – это горькая истина, и каждый, у кого есть членский билет этой партии, каждую минуту должен быть готов к тому, чтобы испить горькую чашу.
— Получается, что коалиция ничего хорошего нашему расколотому обществу не обещает?
— Не обещает. Никаких положительных перспектив в этом направлении не намечается хотя бы по той причине, что решения будут приниматься двумя известными личностями и представляться от имени 95 процентов парламента. Кстати, если подходить с точки зрения традиций парламентаризма в Армении, то можно заметить абсолютный регресс. Стоявшие на площади люди, благодаря политическому прессингу комитета “Карабах”, приобрели достаточно серьезный вес в Верховном Совете Армянской ССР. Они сумели заставить принять важнейшие решения и вынудили а кабинет Маркарянца выполнять решения, принятые по воле народа. Такой плохой ситуация не была и в парламенте, сформированном в июне 1919 года: из 80 депутатов четверо были оппозиционно настроенными эсэрами, трое – турками и один – беспартийным. В первом парламенте признавались и с уважением относились к настроениям различных слоев общества, к чрезвычайно существенному для того времени влиянию социалистического течения. Возможно, меня упрекнут в том, что я слишком долго рассуждаю на эту тему. Однако, чтобы представить нынешнюю пассивную позицию Дашнакцутюн, необходимо напомнить, что на выборах 1919 года эта партия получила в 2-3 раза больше голосов истощенных войной, голодом и различными болезнями людей, чем в нынешней “стабильной” Армении.
— Ваша точка зрения не будет полной, если мы не коснемся четвертого члена коалиции – партии “Оринац еркир”.
— Поддаваться эмоциям в процессе политического анализа –признак слабости. Однако со стоическим равнодушием рассуждать о тех, кто вершит нашими судьбами, значит впадать в другую крайность. “ОЕ” была создана при посредничестве одного из известных ведомств правительства. По своему генезису это искусственно созданная партия, которая страдает различными врожденными пороками. Заметно также, что все меньше и меньше людей продолжают следовать за ней. Я не знаю, насколько руководителям “ОЕ” хватит энергии, но еще одни выборы – и эта партия попадет в число тех, которые получают 4-значное число голосов. В “ОЕ” реальная работа подменена популизмом, а идейные принципы – эклектической смесью модернистских формулировок и определений. Если спросить среднего жителя Армении, в чем разница между “Оринац еркир” и “Процветающей Арменией”, он вам скажет, что Царукян – богат и имеет крепкое телосложение, а Багдасарян – молод и является доктором юриспруденции.