и доказали, что запрещают проведение любых митингов и манифестаций. Даже в поддержку народа Тибета
Осознавали ли отечественные законодатели, чем на самом деле обернется внесенное 17 марта в закон РА “О проведении собраний, митингов, шествий и демонстраций” изменение, согласно которому полиция или Служба национальной безопасности должны представлять заключение, определяющее, направлен ли данный митинг на “насильственное свержение конституционного порядка” или нет?
То, что произошло с корреспондентом электронного издания “Тарегир” Гаяне Арустамян, как лакмусовая бумажка выявило истинную суть данного положения закона. 31 марта Арустамян представила в ереванскую мэрию извещение о “проведении перед зданием посольства КНР в Армении мероприятия в поддержку права на самоопределение народа Тибета и его духовного лидера Далай-ламы”, в связи с чем ее дважды допрашивали в СНБ. Вкратце напомним факты, которые представила журналистка. Сотрудник СНБ Тигран Арутюнян поинтересовался, почему она хочет выразить поддержку народу Тибета, почему защищает буддистов. “Я ответила, что, уважая культуру Китая и ценя миссию китайцев – обеспечивать дешевыми товарами находящийся на грани бедности армянский народ, тем не менее считаю, что будет нечестно не выразить поддержку народу Тибета, судьба которого похожа на судьбу нашего народа”,- сказала Гаяне Арустамян. 2 апреля ее вызвали в мэрию, где заявили, что в соответствии с заключением СНБ, а также учитывая прецедент 1 марта, не считают целесообразным проведение в Ереване какого-либо мероприятия. “Есть проверенные, достоверные данные о том, что в новых массовых мероприятиях примут участие активные участники предыдущих мероприятий аналогичного характера, которые предпримут провокационные действия”,- заявила сотрудница мэрии. Она также сказала, что объявленные в розыск лица могут придти на мероприятие и спровоцировать беспорядки. Журналистка выразила недоумение: почему власти, имея достоверные данные об участии в мероприятии разыскиваемых лиц, запрещают акцию, при проведении которой могут задержать этих людей?
…Придя вчера днем к китайскому посольству, я увидела там высокопоставленных полицейских, которые в последнее время проводили свои вечера на Северном проспекте, откуда в первое время подвергали принудительному приводу граждан, а потом стали ограничиваться наблюдением за “политической прогулкой” ереванцев, при этом запрещая им то читать книгу, то играть в шахматы, то показывать пантомиму, есть шаурму и так далее. Один из журналистов, указав на собравшихся у китайского посольства полковников, в шутку заметил, что оппозиции следует использовать удобный момент и начать прогулки по Северному проспекту. Заметим, что сотрудников правоохранительных органов было больше, чем защитников тибетского народа – последние были представлены председателем общественной организации “Женщины во имя мира” Гаяне Мартиросян, секретарем совета Консервативной партии Татулом Мкртчяном и еще двумя женщинами. Участники акции попытались развесить на ограде здания диппредставительства портреты Далай-ламы и несколько других снимков, однако из посольства сообщили, что не поощряют подобные действия. Там также отказались принять послание, поэтому его пришлось опустить в почтовый ящик посольства. На этом мероприятие закончилось.
Понятно, что “проверенные достоверные данные” СНБ об участии в акции “активных участников предыдущих мероприятий” не подтвердились. В частности, находящиеся в розыске лица не явились выразить поддержку тибетскому народу. Не присутствовала и Гаяне Арустамян. Позже выяснилось, что ее опять пригласили в СНБ. В ходе нашей беседы журналистка сказала, что посредством этой акции хотела подвергнуть своего рода испытанию систему, которая утверждает, что ограничивает лишь свободу политических собраний. “Я думаю, что если даже мы организуем чисто культурную акцию, власти опять откажут, и это будет означать, что мы действительно имеем дело с диктатурой”,- сказала Гаяне Арустамян. Убедившись, что власть не выдержала испытание, она решила ограничиться вручением послания сотрудникам посольства КНР. Однако Гаяне Мартиросян передала СМИ сообщение о проведении мероприятия у посольства Китая также от ее имени. Уже знакомый нам Тигран Арутюнян вновь пригласил журналистку на беседу. “Я удивилась. В мэрии мне отказали, и, независимо от того, согласна я с законами или нет, я поняла, что не имею права проводить мероприятие”,- сказала Гаяне. Получив уведомление, она направилась в СНБ и лишь по дороге узнала, что в газетах опубликовано сообщение о проведении мероприятия. В СНБ ей заявили: “И все-таки ты готовишь акцию, между тем у нас есть сведения о том, что в этой акции собираются принять участие лица, преследующие политические цели, и, возможно, они спровоцируют беспорядки. Ответственность за это будешь нести ты”.
Вчера Гаяне Арустамян вручила руководителю пресс-службы посольства КНР послание только от своего имени. В нем, в частности, говорится: “Мы выражаем поддержку поднявшемуся на освободительную борьбу народу Тибета и его духовному лидеру Далай ламе. Мы молимся за то, чтобы избранный ими путь увенчался светом”.