Во всяком случае в предвыборных программах трех «коалиционных» кандидатов таких обещаний нет
С 1 мая правительство прекратило субсидирование платежей за газ. В результате для физических лиц стоимость одного кубометра голуботого топлива выросла с 59 до 84 драмов. Очевидно, что прекращение субсидирования приведет к повышению цен на ряд товаров и услуг, в частности подорожает проезд в транспорте. Все три кандидата в президенты от четырех коалиционных политических сил («Процветающая Армения» и Республиканская партия поддерживали одного кандидата — Сержа Саркисяна) включили в свои предвыборные программы только благие обещания, не говоря ни слова о росте цен на те или иные товары, электроэнергию, газ и т.д. То есть никто из кандидатов в президенты не «обещал» своему электорату, что в случае его избрания взлетят цены, скажем, на газ, электроэнергию или сахарный песок. Правительство Тиграна Саркисяна еще только приступает к реализации своей программы, а различные социальные слои общества уже ощущают на себе все трудности, вызванные повышением цен. В этой ситуации все, кто до сих пор держался в стороне от политических акций, не поддерживал оппозицию, «не был в восторге ни от Левона, ни от Сержа», а тихо-молча зарабатывал себе на хлеб, возмущены больше, чем любой сторонник Левона Тер-Петросяна.
Вчера мне пришлось несколько раз воспользоваться услугами служб такси. И каждый раз, когда я садилась в очередную машину, водитель сразу же заводил разговор о повышении тарифа на газ. «Что нас ожидает? Газ подорожал, никто на такси ездить не будет, повысится и стомость проезда в маршрутных такси. Как людям жить?» — в отчаянии спрашивал меня таксист, видимо надеясь, что журналист может ему помочь. Другой водитель заявил: «Буду брать с пассажиров по двойному тарифу, потому что сейчас газ придется покупать на 80 процентов дороже». Третий поинтересовался: «Почему никто митинг не проводит?» В ответ на мою реплику «один раз провели, сами знаете, что из этого вышло», мой собеседник ответил: «Это было из-за Левона, а я говорю про повышение цен. Почему никто митинг не организует? Мы все примем в нем участие. Так жить невозможно. Интересно, там, в верхах, знают, какое у нас положение?» Я не взяла на себя ответственность сказать, что, наверное, знают, но рост цен на карманах «верхов» никак не отражается. А про себя решила: приду в редакцию и еще раз внимательно перечитаю предвыборные программы кандидатов в президенты от коалиционных партий, чтобы выяснить, содержат ли они хоть какой-то намек на повышение цен после выборов. Начала с предвыборной программы Сержа Саркисяна. Озаглавлена она «Программа реформ второго поколения», состоит из 6 глав, каждая из которых имеет весьма претенциозный заголовок. Например: «Единство как основная предпосылка реформ второго поколения» или «Обеспечение достойной жизни». Судя по всему, именно данная глава должна содержать положения о ценах и жизненном уровне населения. Между тем в этом разделе, как и в программе в целом, я встретила только приятные обещания: «Будут созданы благоприятные условия для обеспечения людей работой. …Необходимо иметь эффективный рынок труда, который выявит проблему структурной безработицы. Это даст возможность осуществить целевые программы перепрофилирования с тем, чтобы навыки и специализацию людей привести в соответствии рабочим местам». Попалось и такое обещание: «Сделаем все возможное, чтобы окончательно преодолеть безработицу и бедность, чтобы жизнь простых людей как можно скорее стала благополучной (мои знакомые таксисты в хорошем смысле слова простые люди, но они уверяют, что их жизнь становится все хуже и хуже. — М.Е.), чтобы мы жили в сильном демократическом государстве со справедливым обществом».
В предвыборной программе председателя партии «Оринац еркир» Артура Багдасаряна тоже нет ни одной строчки о росте цен. Однако в ней есть один нюанс: говорится о том, что мешает развитию сферы энергетики — «злоупотребления и теневая экономика, антисоциальная ценовая политика, отсутствие диверсификации энергетических источников».
В программе дашнакцакана Ваана Ованнесяна изложена следующая «сверхзадача»: «Исключить или уменьшить негативные социальные последствия политики во всех направлениях, сформировать систему целостной реализации социальных прав человека и гражданина».
«Обещаний» о повышении цен я не нашла и в программе нового правительства. Как бы власти не утверждали, что речь идет не о повышении «тарифа на газ, а о прекращении субсидирования», это все лишь слова. Один из таксистов сказал мне: «Пусть Серж Саркисян придет, заправится подорожавшим газом, и тогда посмотрим, как он после этого будет призывать: «Армения, вперед!»