И первым шагом на пути к этому, по мнению Защитника прав человека РА Армена Арутюняна, является его внеочередной доклад, который вчера обсуждался в Национальном Собрании
Внеочередной доклад Защитника прав человека РА о поствыборных процессах в Армении вызвал настоящий переполох во властнымх структурах. Сразу после публикования доклада генпрокурор и министр юстиции РА поспешили выступить с возражениями. А вчера по инициативе парламентских комиссий по правам человека и вопросам евроинтеграции в Национальном Собрании состоялись слушания по докладу омбудсмена. Председатель постоянной парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам Давид Арутюнян в своем выступлении обратился к генпрокурору: «Вы сказали, что Ваши полномочия позволяют представлять разъяснения по докладу Защитника прав человека. В данный момент я не хочу давать правовую оценку, однако хотел бы уточнить: означает ли высказывание по докладу только оговорок, что Вы не обнаружили в нем вопросы, требующие по меньшей мере разъяснений? Второй вопрос. Сравнивая возражения, которые представила Генпрокуратура и Министерство юстиции, я обнаружил не только очень много схожих мыслей, но даже целые одинаковые куски. Вопрос состоит в следующем: были ли эти возражения подготовлены двумя органами одновременно, в процессе совместной работы или один из них играл лидирующую роль и если да, то какой именно?» Генпрокурор, явно пытаясь уклониться от ответа на заданный ему вопрос, заявил: «Очень хорошо, в следующий раз мы назовем это «возражениями и разъяснениями». Что касается того, что представленные прокуратурой возражения и мнения совпали с мнением Минюста, то Вы наверняка заметили, что некоторые депутаты выдвинули вопросы, которые содержались и в нашем докладе. Не думаю, что мы работали с ними совместно». Агван Овсепян также пообещал отдельно представить разъяснения Давиду Арутюняну. Это не понравилось залу, поскольку помимо малочисленных депутатов на слушаниях присутствовали представители общественных организаций. Депутат фракции «Наследие» Заруи Постанджян, зачитав раздел закона об обязанностях Генпрокуратуры, поинтересовалась, в каком статусе генпрокурор представляет свои возражения. «Вам не кажется, что вы совершили уголовно наказуемый поступок?» — спросила Постанджян. Ее также интересовало, имеются ли в связи с жертвами 1 марта обвиняемые и лица, признанные правопреемниками потерпевших. Заметим, что этот вопрос был затронут и в докладе омбудсмена.
Омбудсмен держался достойно
Армен Арутюнян с честью представил свой нашумевший внеочередной доклад. Как и подобает настоящему мужчине, он продолжал утверждать, что ни разу не превысил свои полномочия, что поствыборные процессы и события 1 марта обязывали его написать доклад. Представителя Хельсинкской гражданской инициативы Артура Сакунца интересовало, что намерен предпринять Защитник прав человека в связи с тем, что его доклад не удостаивается должного внимания и вместо обсуждения представленных в нем фактов институт прав человека подвергается критике. По словам Армена Арутюняна, возможно, это станет хорошим поводом к тому, чтобы «мы начали откровенно говорить друг с другом». «Поверьте, именно с этого шага страна становится страной. Именно благодаря этому страна приобретает не подданых, а граждан»,- добавил омбудсмен. Он также отметил, что Общественное телевидение ни разу не коснулось внеочередного доклада, зато возражения по нему представляло несколько раз.
В ходе вчерашнего обсуждения вопросы Защитнику прав человека задавали исключительно представители коалиционных сил. Точнее, это были не вопросы, а оценки и утверждения о том, что при составлении доклада омбудсмен превысил свои полномочия. В ответ Армен Арутюнян подчеркнул, что занимать должность омбудсмена значит быть оппонентом властей.
Генпрокурор волновался
«Честно говоря, политическое выступление г-на Арутюняна так меня взволновало, что я тоже чуть не зааплодировал»,- признался перед своим выступлением генеральный прокурор РА Агван Овсепян. Далее он заявил: «На наш взгляд, доклад представляет собой скорее политический, нежели правовой документ, что уменьшает его практическое значение». В соответствии с законом «О Полиции» единоличное руководство этой структурой осуществляет начальник Полиции, отметил Агван Овсепян. После этих слов в зале начали шушукаться: означает ли данное заявление, что вся ответственность за приказ стрелять 1 марта в митингующих перекладывается на Айка Арутюняна?
Итогом стало создание временной комиссии
Организованные вчера парламентские слушания создали предпосылки для формирования временной парламентской комиссии по изучению событий 1 марта. Вчера о необходимости ее создания в очередной раз заявил независимый депутат Виктор Даллакян. «Роберт Кочарян свел счеты с первым Защитником прав человека. Если то же самое произойдет со вторым омбудсменом, значит в нашей стране бродит призрак. Это призрак Роберта Кочаряна»,- заявил депутат. Он также подчеркнул, что «вся ответственность за события 1 марта лежит на Роберте Кочаряне».
Все остальные выступавшие говорили не о событиях 1 марта, их причинах и последствиях, а о внеочереденом докладе и его авторе. По мнению некоторых аналитиков, доклад Защитника прав человека РА значительно облегчил положение членов армянской делегации в ПАСЕ. В Страсбурге нашим делегатам будет что сказать: дескать, смотрите, какие бурные обсуждения провели, даже оппозицию пригласили, но она не явилась. Примечательно, что вчера состоялась также пресс-конференция пресс-секретаря первого президента РА Армана Мусиняна, который заявил, что приглашение участвовать в парламентских слушаниях они получили только 2 июня. А не захотели участвовать в обсуждении, поскольку не имеют серьезных ожиданий. «Слушания организовали только ради того, чтобы показать, что они что-то организуют»,- сказал Мусинян.