Лидеры оппозиции о революции, временной парламентской комиссии и Общественной палате
По некоторым сведениям власти великодушно разрешат проведение митинга 20 июня, но не на площади Свободы, а на прилегающей к Матенадарану территории. Вчера на пресс-конференции командир отдельной Шушинской роты Жирайр Сефилян в ответ на вопрос “Аравота”, почему власть запрещает народу собираться на площади Свободы, сказал: “Я приветствую разрешение – одним поводом к обострению ситуации будет меньше, поскольку митинг состоится при любых обстоятельствах. Я тоже приму участие в этом митинге. А почему он состоится не на площади Свободы?… В этом и проявляется их малодушие. Эти люди больны, им, наверное, кажется, что если митинг пройдет на площади Свободы, они пропали – ведь эта площадь стала для нашего народа огромным “домом свободы”. А какие надежды Жирайр Сефилян связывает с предстоящей акцией? Может ли этот день стать поворотным в жизни Армении? “Это очередной решающий шаг. Благодаря присутствию народа в этот день скорее всего будут решаться политические вопросы. Чем больше народу придет на митинг, тем более серьезные вопросы, уже обсуждающиеся в различных структурах, в том числе международных, будут выдвинуты. Пользуясь случаем, призываю народ проявить в этот день максимальную активность”. Жирайр Сефилян твердо уверен, что таким путем удастся заставить уйти действующую власть. Более того, Сефилян заявил, что “вопрос власти на 80 процентов решен. Каждый армянин должен осознавать, что его присутствие на митингах играет решающую роль. Эти власти исчерпали себя”.
По мнению Жирайра Сефиляна, если бы 1 марта лидер оппозиции призвал людей поднять общенародную волну протеста и “очистить страну от этих властей”, сегодня в Армении была бы другая ситуация. Но в этом случае “мы бы заплатили высокую цену – погибли не 10, а 110 человек”. Говоря о “политзаключенных Сасуне, Мяснике и Акопе”, Сефилян заметил, что по отношению к ним власть проявляет особую жестокость, так как они “посмели предать” ее. “Для властей выбор правильного пути является предательством. …Эти люди руководят страной, основываясь не на здравом рассудке, а на фанатизме, на чувстве мести”,- сказал Сефилян, добавив, что “все преступники – начиная с заказчиков и кончая исполнителями – должны ответить перед законом во имя нашей государственности”. Жирайр Сефилян заверил, что это не желание отомстить, а путь, который общество должно пройти в процессе становления армянской государственности.
Аналогичную точку зрения высказал и председатель Народной партии Армении Степан Демирчян. Вчера на пресс-конференции он заявил: “Необходимо претворить в жизнь вторую статью Конституции, которая гласит, что власть принадлежит народу”. По мнению Демирчяна, “темой переговоров” с властью может стать вопрос о сроках проведения новых выборов. Касаясь возможного участия НПА в создаваемой в парламенте временной комиссии по изучению событий 1 марта, Карен Демирчян сказал: “К сожалению, сегодняшнее Национальное Собрание не внушает доверия, соответственно не внушает доверия и парламентская комиссия. Поэтому мы считаем, что будет правильнее включить в ее состав равное число представителей власти и оппозиции – как парламентской, так и внепарламентской”.
Вчера о необходимости следования Арменией конституционным путем говорил и другой представитель оппозиции – председатель объединения “Национальное самоопределение” Паруйр Айрикян. “Моя первая реакция на создание общественного совета была отрицательной, поскольку Общественный совет или Общественная палата Конституцией не предусмотрены. В демократическом государстве парламент является представительским органом – он ставит проблемы и выражает мнения всех слоев общества. А появление этой идеи (создания Общественного совета. – ред.) свидетельствует о том, что у нас что-то не так”,- сказал Айрикян. Тем не менее лидер ОНС участвовал в обсуждении инициативы создания Общественного совета, которое состоялось у президента РА. Свое присутствие Айрикян объяснил тем, что устав возглавляемой им партии требует участвовать во всех инициативах, которые могут способствовать процветанию Армении, развитию демократии и защите прав человека. Однако Айрикян убежден: “Если такая структура будет создана, она не сможет играть существенную роль в общественной и в частности политической жизни страны, то есть в жизни государства”. Комментируя утверждения о том, что в Общественный совет войдут представители интеллигенции, лидер ОНС отметил: “Я пытаюсь вспомнить хоть одного представителя интеллигенции, который стоял бы у истоков идей независимости и демократии, ставших для нас высшими национальными ценностями”. В этом контексте Айрикян считает, что Общественный совет станет “очередным союзом писателей”.