Лента новостей
Новости дня

НЕ ПОТЕРПЕВШИЙ, А ПОДВЕРГАВШИЙСЯ ПЫТКАМ

10 июля,2008 00:00

Речь идет о проходящем по делу о событиях 1 марта в Ереване Армене Саркисяне, который был арестован на основании показаний двух военнослужащих  
      
       Вчера в Ереванском суде начался очередной судебный процесс по делу о массовых беспорядках 1 марта в Ереване. На этот раз на скамье подсудимых был Армен Саркисян, которому, однако, следовало выступать в роли потерпевшего. Причина не только в том, что в результате действий полиции 1 марта, когда против граждан было применено огнестрельное оружие, Саркисян получил сквозное ранение левой ступни, но и в том, что утром 2 марта он в процессе привода в полицию столичной общины Кентрон и дальнейшего перевода в КПЗ Масисского отделения полиции подвергался пыткам. Это не единственный пример циничного отношения к Саркисяну со стороны “мясников” из полиции и Особой следственной службы (ОСС). Уголовное дело в отношении Армена Саркисяна, обвиняющегося в “участии в массовых беспорядках”, велось с грубыми нарушениями УК РА. По поводу фактов нарушения его прав защитник Инесса Петросян обращалась и е Защитнику прав человека РА Армену Арутюняну, и в ереванский офис ОБСЕ, и к генпрокурору Агвану Овсепяну. 
       Адвокат приступила к защите Армена Саркисяна 6 июня. В тот же день она явилась в кабинет следователя Особой следственной службы Надиряна. В тот момент помимо самого Надиряна в кабинете находились руководитель ОСС Андраник Мирзоян, двое других следователей и возмущенный Армен Саркисян. Оказалось, что в Особой следственнорй службе, которая расположена в здании Генпрокуратуры, имело место грубое нарушение его прав. Из уголовно-исполнительного учреждения “Нубарашен” Саркисяна перевели в Генпрокуратуру,  где в отсутствие адвоката, не сняв с него наручники, что является грубым нарушение ч.3 ст.221 УК РА, провели опознание. Были приглашены двое свидетелей-военнослужащих – Антон Асрян и Тигран Хачатрян, давшие показания против Саркисяна. Асрян сразу “узнал” обвиняемого по наручникам. Последний начал протестовать, поднял шум. В полуоткрытую дверь за происходящим наблюдал Тигран Хачатрян, для которого уже не составило труда “опознать” Саркисяна. Адвокат Петросян, основываясь, в частности, на противоречивых показаниях Антона Асряна, считает обоих военнослужащих ложными свидетелями. В своих показаниях от 20 марта Асрян пишет: “В толпе, которая 1 марта избивала меня, я не различал лиц, так как было темно, и я не был настолько внимателен. Однако если я увижу тех, кто отличался активностью и хулиганскими действиями, я их узнаю”. Между тем в показаниях того же свидетеля, включенных в направленное в суд обвинительного заключение, говорится другое: “…поскольку центральные улицы были хорошо освещены, то в первых рядах тех, кто совершал массовые беспорядки, я четко различал лица тех, кто отличался агрессивным поведением. Среди них был и обвиняемый по данному делу А.Саркисян. Последний от 23.30 до 24.00 часов нецензурно ругался в адрес несших службу полицейских, бросал в них камни, палки и другие предметы”.   
       В процессе опознания Армена Саркисяна были также грубо нарушены требования ч.3 ст.221 УК РА. Согласно протоколу, он заявил, что отказывается от участия в очной ставке с ложными свидетелями. Его адвокат обратилась к старшему следователю ОСС Надиряну с ходатайством признать недействительными протоколы допросов очной ставки Армена Саркисяна со свидетелями Асряном и Хачатряном, а также их показания. По словам И.Петросян, кроме показаний последних двух лиц других доказательств, подтверждающих вину Армена Саркисяна, в его деле нет.  
       Показания против Саркисяна были получены лишь спустя 18 дней после его ареста, то есть после того, как удалось найти ложных свидетелей. Вчера в суде Армен Саркисян не признал себя виновным, добавив, что много лет назад получил перелом позвоночника, в связи с чем физически не в состоянии бросить металлический прут, камень или палку. Саркисян не отрицал, что 1 марта он из любопытства пришел к зданию французского посольства, где и происходили события. Однако в беспорядках не участвовал, на месте событий оставался в течение получаса, после чего направился к проспекту Маштоца. Около 24 часов, не доезжая до улицы Амиряна, он почувствовал острую боль в левой ступне. Сняв обувь, увидел, что нога в крови. Саркисян поехал в медицинский центр “Эребуни”, однако там к нему не проявили должного отношения, поэтому он решил отправиться домой. У площади Республики полицейские остановили такси, в котором находился Армен Саркисян, и подвергли его приводу в отделение общины Кентрон. Согласно материалам дела, Саркисян был доставлен в полицию в 08.30 утра 2 марта “по подозрению в участии в несанкционированном митинге Левона Тер-Петросяна на площади Шаумяна и сопредельных с ней улицах”. В протоколе указано, что обвиняемый был арестован 3 марта в 23.45. “Даже если это так, в условиях несвободы он содержался незаконно, с грубым нарушением закона”,- отметила защитник, добавив: “Армен Саркисян, который фактически является потерпевшим, так как получил огнестрельное ранение, около 40 часов незаконно содержался в условиях несвободы”. Обвинение ему было выдвинуто только 6 марта с грубым нарушением требований УК РА, в отсутствие обоснованного подозрения”.   
       Согласно материалам уголовного дела, на тот момент ни одного показания или свидетельства против Армена Саркисяна не было. Косвенные показания против Саркисяна впервые появились через 18 дней после его ареста – 20 марта, а следственное действие с его участием было проведено 6 июня, то есть спустя три месяца после ареста. Ходатайства защитника Инессы Петросян о возбуждении уголовного дела по факту причинения Армену Саркисяну огнестрельного ранения, признания его потерпевшим, назначения повторной судмедэкспертизы и прекращения уголовного преследования ОСС отклонила.          
      

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать