Об этом, по словам супруги экс-министра иностранных дел Александра Азуманяна Мелиссы Браун, властям Армении было заявлено во время встречи с делегацией, возглавляемой комиссаром по правам человека Совета Европы Томасом Хаммарбергом
Пункт 9.2 резолюции 1620 ПАСЕ содержит не только предложение о том, чтобы в сентябре 2008 г. комиссар по правам человека СЕ сообщил Мониторинговой комиссии о подвижках в деятельности временной комиссии по изучению событий 1-2 марта парламента Армении и в вопросе освобождения арестованных, но и призыв “внести вклад” в дело участия “международных экспертов” в работе указанной комиссии “при условии обеспечения принципов независимости, прозрачности и атмосферы доверия”. Этим объясняется тот факт, что прибывшего 13 июля в Ереван Томаса Хаммарберга сопровождал шведский юрист Йохан Хиршфельдт, имеющий большой опыт в сфере деятельности национальных комиссий по расследованию. Хиршфельдт возглавлял созданную несколько лет назад специальную комиссию, которая занималась расследованием обстоятельств гибели 500 шведов во время цунами в Юго-Восточной Азии. Будет ли шведский эксперт вовлечен в работу временной комиссии армянского парламента, в составе которой уже есть представители офиса ОБСЕ и посольства США, выяснится сегодня. А пока представим некоторые подробности встреч Томаса Хаммарберга, которые он провел 13-14 июля.
В воскресенье перед зданием ереванского офиса ОБСЕ, где проводил встречу комиссар по правам человека СЕ, собралось несколько десятков человек, которые требовали освобождения политзаключенных. Заместитель руководителя администрации офиса комиссара по правам человека СЕ Александр Гессель принял трех участников акции, одним из которых была депутат парламентской фракции “Наследие” Заруи Постанджян. Она сообщила, что Гесселю переданы документы на английском языке, касающиеся выполнения Арменией резолюции СЕ и находящегося в тюрьме главного редактора газеты “Жаманак. Ереван” Армана Бабаджаняна. В составе делегации демонстрантов был и Жирайр Сефилян, которому представитель офиса комиссара сообщил, что они тоже ходатайствовали о том, чтобы его не высылали из Армении.
На встрече Томаса Хаммарберга с представителями общественных организаций присутствовал член Комитета политзаключенных Карапет Рубинян. “Я отметил, что решение продлить срок, предоставленный Армении Парламентской Ассамблеей Совета Европы, был расценено как сделка между властями РА и чиновниками ПАСЕ. Я попросил учесть, что в результате продления этого срока семьи политзаключенных оказались в тяжелейшей ситуации”,- отметил Рубинян. По словам председателя Хельсинкской ассоциации Армении Микаела Даниеляна, комиссар по правам человека СЕ в некоторых вопросах не был согласен с положениями резолюции 1620. “Мне кажется, он понимает, что продление на 6 месяцев (предоставленного срока. – ред.) не приведет к положительным изменениям”,- сказал Даниелян.
Томас Хаммарберг встретился также с председателем Палаты адвокатов Рубеном Саакяном. Последний сообщил “Аравоту”, что знаком с выдвинутыми Гагику Джангиряну и Гургену Егиазаряну обвинениями и не согласен с тем, что они обвиняются по статье 300 УК РА – “Об узурпации государственной власти”. После встречи защитник Джангиряна Лусине Саакян сказала, что члены делегации во главе с комиссаром по правам человека СЕ интересовались не отдельными делами, а более глобальными вопросами, в частности статьями 300, 316 и 225 УК РА, предусмотренными в них изменениями, а также ходом выполнения резолюции. В ответ на наше предположение о том, что в связи с последним вопросом, наверное, было заявлено, что резолюция выполняется хорошо, Лусине Саакян отошла на несколько шагов и, смеясь, заметила: “Было бы очень удивительно”.
Последняя встреча в офисе СЕ состоялась 13 июля с женами политзаключенных. Супруга бывшего министра иностранных дел Александра Арзуманяна Мелисса Браун рассказала, что в ходе встречи на вопрос, что может последовать за докладом Хаммарберга в Мониторинговой комиссии 11 сентября, представители СЕ сказали: “вопрос лишения права голоса, конечно, отложен до января, но это не означает, что у них (у властей. – ред.) есть карт-бланш до января ничего не делать”. “Хаммарберг сказал, что осенью ПАСЕ может обсудить вопрос политзаключенных, это обусловлено его докладом. Мы спросили: как скажется на нашей власти недовольство ПАСЕ, если его доклад, который был очень объективным, не оказал воздействия? Хаммарберг ответил, что ПАСЕ – политический орган, а оценки его офиса, а также Венецианской комиссии, которые являются независимыми структурами, до сих пор оказывали определенное воздействие на наши власти”,- добавила Мелисса Браун.
Жена Микаела Айрапетяна Сюзан Алексанян сообщила следующее: “Я задала вопрос о лицах, находящихся в подполье. Спросила: что нам делать — ждать, пока и они окажутся в положении заключенных, чтобы потом вы занялись их вопросом, или у вас есть рычаги воздействия на власти с тем, чтобы дать этим людям возможность действовать легально? Ответа не последовало”.
Вчера делегация во главе с комиссаром по правам человека СЕ встретилась в парламенте Армении с членами временной комиссии по изучению событий 1-2 марта. Согласно пресс-релизу управления по связям с общественностью Национального Собрания РА, “Хаммарберг отметил, что одной из целей его визита является обсуждение возможностей обеспечения реальной беспристрастности, избежание политической дискуссии в деле выявления и подтверждения фактов, а также попыток получать политические дивиденды”. В ходе встречи с представителями парламентских фракций Хаммарберг отметил, что “определенные шаги по расследованию произошедшего 1-2 марта предприняты”, а вот в вопросе арестов и судебных процессов “существует озабоченность по поводу того, что люди арестованы не из-за совершения ими насильственных действий, а из-за участия в митингах. Озабоченность вызывает и то, что за несколько месяцев дела не были направлены в суд и ничего не сделано для выявления тех полицейских, которые могли превысить свои полномочия и применить силу в отношении митингующих”.
Вчера Томас Хаммарберг провел встречу и с министром юстиции РА Геворком Даниеляном. Позже глава Минюста сообщил журналистам, что разговор шел в основном о тех положениях резолюции 1620, которые указывают на неприемлемость судебных приговоров, основанных исключительно на показаниях полицейских. Министр отметил, что такая позиция не соответствует международным стандартам – прецедентным судебным актам Европейского суда. “Если мы сомневаемся в показаниях того или иного полицейского, это отдельный вопрос, который должен стать предметом изучения”, в противном случае никто не вправе говорить, что показание полицейского не может служить основанием, сказал Даниелян. По его словам, Хаммарберг согласился с этим мнением, отметив, что в резолюции содержится и другая идея: не отдавать предпочтения тому доказательству, которое является самопризнанием или показанием полицейского.
P.S. Делегация Хаммарберга вчера посетила содержащихся в уголовно-исправительном учреждении “Вардашен” бывшего заместителя генпрокурора РА Гагика Джангиряна, Давида Матевосяна, Смбата Айвазяна, Шанта Арутюняна, Сурена Сируняна и других.