Габриел Габриелян, отказавшийся давать показания против депутата парламента РА Акопа Акопяна, уже более трех месяцев находится под арестом
Согласно последним данным генпрокуратуры РА, под предварительным арестом по делу “1 марта” находятся 16 обвиняемых. Один из них – заведующий складом рынка сельхозпродукции ереванской общины Малатия Габриел Габриелян. Он обвиняется по ч.1 ст.225 УК РА – “участие в массовых беспорядках”. Габриелян был подвергнут приводу в полицию общины Малатия 15 апреля, то есть спустя полтора месяца после трагических событий 1 марта. В полиции его незаконно держали два дня, не выдвигая обвинения. Ни в уголовном деле, ни в санкции на арест об этом грубом нарушении уголовно-процессуальных норм РА, разумеется, ничего не сказано. Габриел Габриелян был задержан лишь 17 апреля, а через два дня против него выдвинули обвинение. В тот же день, 19 апреля, а затем и 11 июня суд общих полномочий столичных общин Кентрон и Норк-Мараш удовлетворил ходатайство старшего следователя по особо важным делам Особой следственной службы РА Ваагна Арутюняна и в качестве меры пресечения избрал в отношении Габриеляна арест.
Весь процесс его ареста сопровождался грубыми нарушениями уголовно-процессуального законодательства, за которые, разумеется, никто наказания не понесет. Так, при задержании следователь ОСС не обеспечил присутствие адвоката, а 19 апреля, после вынесения решения о возбуждении против Габриеляна уголовного делу, он был допрошен под данными Лаврента Гаспаряна – другого обвиняемого по делу о событиях 1 марта. Посчитав протокол этого допроса “важным процессуальным документом”, следователь в тот же день представил его в суд вместе с ходатайтством об аресте Габриеляна. Судья Апинян и следователь посчитали это “технической ошибкой”, хотя допрос Габриела Габриеляна полностью проходил в рамках обвинения, выдвинутого Лавренту Гаспаряну. Судья удовлетворил ходатайство и вынес решение об аресте Габриеляна. “Технической ошибкой” была расценена и путаница с датами в другом ходатайстве, которое было представлено в суд 6 июня тем же следователем. Последний требовал “продлить срок ареста Г.Габриеляна еще на 15 дней, до 17 августа”. Между тем 15-дневный срок ареста истекал не 17 августа, а 21 июня. Тем не менее и это ходатайство, содержавшее “техническую ошибку”, суд не отклонил, продлив срок ареста обвиняемого до 17 августа.
Габриел Габриелян убежден в безосновательности осуществляющегося в отношении него уголовного преследования, поскольку суд никак не обосновал необходимость его содержания под стражей. Зато в представленном в суд 6 июня ходатайстве следователь указал, что на Лаврента Гаспаряна, давшего показания против Габриеляна, якобы было оказано незаконное воздействие с целью его отказа от своих показаний. И это в том случае, когда в своих жалобах на имя омбудсмена и генпрокурора РА Л.Гаспарян указывает, что сотрудники правоохранительных органов оказывали на него давление с целью получить ложные показания, от которых он в дальнейшем отказался. Получается, что Габриел Габриелян продолжает оставаться под арестом на основании показаний, от которых их автор уже отказался.
В уголовном деле Габриеляна имеются также показания полицейского из Армавира Эдика Мкртчяна. Последний заявил, что 1 марта Габриелян, находясь у французского посольства, вел себя агрессивно. Эту оценку свидетель никак не смог обосновать. Другой свидетель, Ашот Мелконян, показал, что 1 марта вместе с Габриеляном находился у французским посольства, однако ушел домой раньше и не знает, какие действия совершил Габриелян. Сам Габриелян не отрицает, что 1 марта участвовал в стихийных митингах, которые проходили в непосредственной близости от посольства, однако находился там с 11-ти до 14 часов. Как известно, в указанное время никакие беспорядки в этом месте не происходили. Это подтвердила и руководитель партии “Наследие” Анаит Бахшян, по показаниям которой Габриелян находился рядом с ней и никаких насильственных или преступных действий по отношению к кому-либо не совершал.
Уже несколько месяцев в активе следственной группы имеется лишь одно “доказательство”: Габриел Габриелян, будучи родственником депутата Национального Собрания РА, командира отряда “Малатия” Акопа Акопяна и “работая на принадлежем последнему рынке сельхозпродукции “Малатия”, по подстрекательству последнего был вовлечен в события, происходившие в Ереване 1-2 марта. Вызывает недоумение следующее: как Особая следственная группа в отсутствие конкретных доказательств, свидетелей и соответствующих показаний выдвигает обвинение Габриеляну? Непонятно также, каким образом Акопян вовлек его в события, происходившие 1 марта, тем более что сам Габриелян отрицает этот факт, а Акопян вообще не давал показаний. Кто по указанию Габриеляна оказывал сопротивление представителю власти и конкретно кому? В данном случае очевидно, что Габриел Габриелян оказался в центре внимания следствия только потому, что является родственником депутата Акопа Акопяна и работает на принадлежащем ему рынке. В ОСС, наверное, надеялись, что, держа Габриеляна под арестом в качестве заложника, смогут добиться от него показаний против Акопяна. Однако этого не произошло.