Власть и оппозиция лишь в редких случаях выступают с единых позиций. Вчера был именно такой случай. А поводом послужили встречи председателя ПАСЕ Люиса-Марии де Пуча с армянскими политическими деятелями
В ходе вчерашних встреч с председателем Парламентской Ассамблеи Совета Европы отечественные деятели выразили недовольство как резолюциями ПАСЕ, в которых развитие демократии в Азербайджане связывается с восстановлением территориальной целостности страны (озабоченность этим выразили премьер-министр РА Тигран Саркисян, депутаты фракци “Наследие” и Республиканской партии Армении), так и заявлениями председателя ПАСЕ, которые он сделал в ходе своего визита в Азербайджан 1-3 июля (несогласие с ними выразили члены делегации Армении в ПАСЕ и депутаты фракции “Наследие”). Секретарь “Наследия” Степан Сафарян рассказал корреспонденту “Аравота”, что в связи с принятием ПАСЕ этих резолюций он и его коллега по фракции Лариса Алавердян отметили, что, будучи политической силой, признающей приоритет европейской интеграции, они сегодня оказались перед серьезным выбором, поскольку за приглашение в европейскую семью не могут платить такую цену, как Нагорный Карабах. Заметим, что, согласно пресс-релизу, размещенному на официальном сайте СЕ, в Баку Люис-Мария де Пуч заявил о необходимости срочно найти решение конфликта НК на основе принципа территориальной целостности Азербайджана. Вчера руководитель армянской делегации в ПАСЕ Давид Арутюнян выразил недоумение тем, что глава этой европейской структуры подчеркнул только принцип территориальной целостности, в то время как сопредседатели Минской группы ОБСЕ четко отметили, что ищут решения в плоскости двух основополагающих принципов — территориальной целостности и права наций на самоопределение. В ходе этой, а также других встреч председатель ПАСЕ в ответ на претензии армянских парламентариев заявил, что несет ответственность за действительно сказанные им слова, а не за формулировки, которые приписали ему СМИ. Всю вину де Пуч взвалил на азербайджанские СМИ, которые, по его словам, распространили только понравившуюся им часть его высказваний, между тем он заявил также, что Совет Европы признает право наций на самоопределение. Вместе с тем трудно представить, чтобы сайт СЕ просто повторил сообщения азербайджанских СМИ.
Этим солидарность властей и оппозиции была исчерпана и не распространилась на ту часть встреч, в ходе которых обсуждались внутренние вопросы Армении. Прежде всего отметим, что в ходе всех встреч председатель ПАСЕ выразил поддержку предложению верховного комиссара по правам человека СЕ Томаса Хаммарберга помимо парламентской комиссии по изучению событий 1 марта создать рабочую группу с участием представителей оппозиции, что будет способствовать укреплению атмосферы доверия. Идея формирования этой группы, по всей видимости, не по душе временной парламентской комиссии. В ходе встречи с де Пучем представитель АРФ Дашнакцутюн в указанной комиссии Арташес Шахбазян заявил, что для обвинения их в пристрастности нужно иметь факты, и призвал обнародовать их, если таковые имеются. Шахбазян отметил, что нельзя терпеть шантаж оппозиции, которая утверждает, что если ее представители не участвуют в работе временной парламентской комиссии, значит она не может внушать доверия.
В ходе встреч с политическими силами Национального Собрания и премьер-министром Армении Люис-Мария де Пуч высказал еще одну важную мысль: “Совет Европы не может допустить, чтобы в одной из стран-членов были политзаключенные”. Это цитата из пресс-релиза пресс-службы правительства РА. А управление по связям с общественностью НС РА привело слова де Пуча о том, что Совет Европы не может позволить, чтобы “в одной из стран-членов люди длительное время находились в тюрьме без осуждения. Если кто-то применил насилие, он уже преступник и должен быть осужден. Содержание людей в тюрьмах на основе подозрений создает проблему доверия к этой стране”.
Примечательна также реакция на эти аргументы со стороны представителей коалиции. Секретарь фракции Республиканской партии Самвел Никоян проинформировал председателя ПАСЕ о том, что члены парламентской комиссии “посетили арестованных депутатов, которые сообщили, что не считают себя политическими заключенными” (цитата из пресс-релиза управления по связям с общественностью НС РА). А руководитель фракции “Оринац еркир” Эгине Бишарян сообщила, что во время президентских выборов их партия была оппозиционной политической силой и неоднократно критиковала власти за ошибки, однако никто из них не был задержан. По ее словам, мартовские события стали результаты несанкционированных митингов.
В беседе с корреспондентом “Аравота” секретарь фракции “Наследие” Степан Сафарян сообщил, что во время встречи он подверг критике то положение резолюции ПАСЕ, которым приветствуется внесение изменений в закон РА “О проведении собраний, митингов, шествий и демонстраций” (удовлетворение по этому поводу председатель ПАСЕ вчера выразил и во время встречи с главой правительства Армении). Вот что сказал руководителю ПАСЕ Степан Сафарян: “Служба национальной безопасности представляет официальные заключения о якобы ожидающихся во время митингов беспорядках. В противоположность этому последние митинги оппозиции прошли мирно. СНБ не возбудила ни одного уголовного дела по предполагавшимся преступлениям. И это тоже следствие того самого приветствия, из-за которого недопустимые положения закона были оставлены в силе”. Еще один депутат “Наследия”, Заруи Постанджян, отметила, что Совет Европы тоже несет ответственность за создавшееся положение. На это председатель ПАСЕ заметил: “Мне жаль слышать такие слова”.