Новые подходы властей РА к армяно-турецким отношениям член оппозиционной партии “Республика” Сурен Суренянц обуславливает интересами России в Армении
Подходы и заявления, озвученные президентом РА Сержем Саркисяном на пресс-конференци по случаю 100 дней своего правления, уже обсуждаются и еще будут обсуждаться представителями как властей, так и оппозиции. Со “свежим” комментарием заявлений Сержа Саркисяна вчера выступил и член политсовета партии “Республика” Сурен Суренянц. По его мнению, на пресс-конференции действующий президент впервые публично ответил на предложения, адресованные ему лидером общенародного движения и первым президентом РА Левоном Тер-Петросяном, “в очередной раз доказав, что его представления о политических отношениях находятся по меньшей мере на среднем уровне”. В мире не существует прецедента диалога в таком формате, о котором говорит Серж Саркисян, отметил наш собеседник. “Есть политические субъекты, диалог между которыми может привести или не привести к установлению общественного согласия. То есть общественное согласие может быть проявлением отношений политических субъектов. Под общественностью Серж Саркисян, наверное, имеет в виду тех представителей “дворцовой” интеллигенции, которых он пригласил в Общественный совет. Во-вторых, я убедился, что последнее интервью экс-президента Роберта Кочаряна произвело на Саркисяна большое впечатление, потому что он, по сути, сделал намеки, которые являются логическим продолжением этого интервью”,- отметил Суренянц, комментирую новую формулу диалога, о которой заявил действующий президент. Суренянц догадывается, почему у Сержа Саркисяна пропало желание вести диалог с командой Левона Тер-Петросяна: “Перед летней сессией ПАСЕ власть понимала под диалогом переговоры с командой Тер-Петросяна, но поскольку сессия ПАСЕ – это уже пройденный этап и поскольку Саркисян не смог создать новую систему, он попытался на этой пресс-конференции хотя бы подтвердить свою верность Кочаряну”.
Заявления действующего президента о диалоге и освобождении политзаключенных Сурен Суренянц расценивает как ответ, который оппозиция ожидала получить от властей до 1 августа. “Ответ Серж Саркисян дал на своей пресс-конференции. Он публично заявил, что не намерен выполнять требования, выдвинутые оппозицией”,- отметил представитель “Республики”. Он коснулся также заявления президента об освобождении политзаключенных в результате “одного телефонного звонка”, отметив, что нельзя было до такой степени исказить мысль Левона Тер-Петросяна. Лидер оппозиции, по словам Суренянца, имел в виду то, что при желании этот вопрос можно решить очень быстро. “Мы не настолько наивны, чтобы предлагать Саркисяну азиатский метод. “Один звонок” означает, что если ты владеешь ситуацией, если звенья власти не устраивают против тебя саботаж, если есть политическая воля и желание, вопрос можно решить весьма оперативно. Проще говоря, мы считаем, что те, кто находится в заключении, являются заложниками власти, а заложников обычно освобождают в результате проявления политической и доброй воли, что, кстати, предлагает и ПАСЕ. Все мы понимаем, что задержания и аресты наших соратников незаконны и носят политический характер, а потому их освобождение тоже должно стать следствием политического решения. Если бы мы были уверены в том, что система правосудия в Армении действует законно, в правовом поле, если бы мы были уверены, что судьи и прокуратура не являются исполнителями чужой воли, мы бы никогда не обратились к властям по поводу политзаключенных, а уповали на справедливость судов и прокуратуры”.
Касаясь практики отклонения заявок оппозиции на проведение митинга, Сурен Суренянц повторил то, что на днях сказал другой представитель оппозиции – Левон Зурабян: “Власть вопреки призывам Сержа Саркисяна действительно боится митингов и шествий. Возможно, этот страх обусловлен тем обстоятельством, что власть не имеет ресурса легитимности. А возможно, им кажется, что, когда несколько десятков тысяч человек во время митинга говорят “нет!” властям страны, от этого они выглядят смешно в глазах внешнего мира”.
“Если за 100 дней правления Сержа Саркисяна и есть небольшая подвижка, то она проявляется лишь в его подходах к армяно-турецким отношениям, которые в определенном смысле отличаются от политики Роберта Кочаряна”,- заметил оппозиционный деятель. В то же время он обусловил эту политику интересами России в Армении. “Надо быть наивным, чтобы не понимать, что это заявление Сержа Саркисяна – результат его московских встреч. Понятно, что Россия, имея в Армении бизнес-интересы, заинтересована в открытости границ”. Именно это, по словам Суренянца, заставило Сержа Саркисяна, имея в своей команде такую партию, как Дашнакцутюн, выступить с известным заявлением. “Я думаю, оппозиция должна добиваться того, чтобы заявления Сержа Саркисяна по части армяно-турецких отношений не оказались имитацией”,- сказал в заключение представитель партии “Республика”.