Заместитель начальника Полиции РА Александр Афян взял на себя ответственность за действия, осуществленные утром 1 марта
Вчера на на заседание временной парламентской комиссии по изучению событий 1-2 марта был приглашен зместитель начальника Полиции РА Александр Афян. Последний дал разъяснения относительно действий полиции утром 1 марта на площади Свободы в Ереване. Афян сразу заявил, что обязанности по обеспечению общественного порядка на площади были возложены на него. Отметим, что чуть позже на вопрос председателя партии “Национальное согласие” Арама Арутюняна, поддерживалась ли связь с экс-президентом РА Робертом Кочаряна и докладывали ли ему о поступающих сведениях, замначальника Полиции ответил: “Разумеется. Мы держали в курсе”. На заседании Александр Афян подтвердил официальную версию, согласно которой утром 1 марта полиция не собиралась разгонять демонстрантов, а в 7 утра подошла к площади с одной целью – произвести осмотр местности, проверить полученную оперативную информацию о наличии огнестрельного оружия и так далее. “Мы несколько раз объявили в громкоговоритель, что пришли осмотреть местность, призвали не чинить препятствия нашим законным действиям. К сожалению, этого не произошло”,- сказал замначальника Полиции РА.
Любопытно, что на предоставленной парламентской комиссии видеокассете запечатлено только то, что уже не раз демонстрировалось по телевидению, то есть момент столкновения полицейских и демонстрантов. Видеозапись, которая могла бы подтвердить адресованные демонстратам предупреждения полиции, парламентская комиссия не получила. Об этом сообщил ее председатель Самвел Никоян. В ходе заседания члены комиссии попытались выяснить, имеется ли вообще видеозапись того, как начинались действия на площади Свободы. “Если вы шли на столь важную операцию, вы должны были понимать, что возможны непредсказуемые, негативные последствия, и, как мне кажется, должны были застраховать себя видеозаписью”,- заметил Арам Арутюнян. В ответ замначальника Полиции сказал: “Я думаю, наши оперативные службы должны были иметь при себе видеоаппаратуру. Сейчас я не могу сказать, происходившее записывалось, снималось или нет”. Чуть позже этот вопрос был затронут еще раз, и тогда Афян заявил: “Возможно, в процессе происходившего оператор оказался на другой стороне, потому что последовала такая реакция, такие волнения, что часть могла быть снята, а часть – нет. Я этого не исключаю”. В тот момент на площади находилось около 1000 демонстрантов, в палатках никого не было — “все были заранее предупреждены и ждали уже вооруженными”, сказал замначальника Полиции, добавив следующее: “Говоря “вооруженные”, я имею в виду то, что они были вооружены дубинками, камнями и прочим”. По словам Александра Афяна, на площади сперва появилась оперативная группа из 100-130 человек, которые не были вооружены даже спецсредствами. “И сразу со стороны людей, стоявших у палаток, послышались призывы не подчиняться полицейским, не позволять им производить осмотр и какие-либо другие действия. Мне кажется, соответствующая видеозапись должна быть. Затем в адрес полицейских начали раздаваться угрозы, ругательства, полетели камни. Металлическими палками, полутораметровыми арматурными шестами и деревянными дубинками они начали бить безоружных сотрудников оперативной группы”,- рассказал Александр Афян. По его словам, после того, как демонстранты стали оказывать сопротивление, дополнительным силам, размещенным “с целью обеспечения безопасности населения” на улицах Маштоца и Саят-Новы был отдан приказ обеспечить общественный порядок, а уже в процессе было решено “осуществить другие действия”. А именно – “сотрудники полиции получили приказ освободить Театральную площадь с тем, чтобы оперативники могли беспрепятственно осуществить свои действия”.
Представитель фракции АРФ Дашнакцутюн Арцвик Минасян поинтересовался, кто руководил операцией, был ли создан оперативный штаб, сколько подразделений участвовало в операции. По словам Афяна, в операции участвовало около 600 человек. При этом он категорически опроверг сведения об участии в ней подразделения из Нагорного Карабаха. “Оперативный штаб был создан, его руководство утром было возложено на меня. После инцидента приказ отдал я”,- сказал Афян. На вопрос, входил ли в штаб Григорий Саркисян, замначальника Полиции ответил отрицательно. В таком случае что он делал утром на площади? – спросил Арцвик Минасян. “Об этом, наверное, надо спросить его,- сказал Александр Афян. – Он был руководителем службы безопасности бывшего президента, начальником управления, и он нес ответственность”.
Артавазд Варданян, представляющий в парламентской комиссии Национально-демократический союз, поинтересовался, почему во время осмотра местности, который начался в 8.30 утра, не были использованы спецсредства, иначе говоря “почему металлические палки и пистолеты отбирались голыми руками?” “Вы задаете правильный вопрос,- сказал г-н Афян. – То, что на оружии нет отпечатков пальцев, наверное, тоже является поводом для спекуляций. Я не уклоняюсь от ответа, но я бы попросил вас задать этот вопрос оперативным службам. Пусть они ответят”.
И все же самым потрясающим оказался ответ Александра Афяна на вопрос председателя Объединенной трудовой партии Гургена Арсеняна. Последний поинтересовался: идя на осмотр местности, обеспечила ли полиция присутствие понятых? “А демонстранты сами по себе уже были свидетелями”,- ответил Александр Афян.
P.S. “Я 30 лет работаю в этой системе. Я работал и при коммунистах, и при Армянском общенациональном движении, работаю и сейчас”,- заявил во время заседания замначальника Полиции РА. В связи с этим представитель партии “Оринац еркир” в парламентской комиссии Ованнес Маркарян поинтересовался, как к подобным операциям готовилось АОД. “Я не могу сравнивать. Понимайте это как хотите”,- сказал Александр Афян.