Членам временной парламентской комиссии по изучению событий 1-2 марта в Ереване запретили участвовать в заседании Апелляционного суда
Вчера в уголовной палате Апеллцяционного суда была заслушана апелляция бывших сотрудников Службы национальной безопасности Тиграна Мелконяна и Левона Хачатряна, которые обвиняются в разглашении государственной тайны (ст.306 УК РА). Суд приговорил их к двум годам лишения свободы. Согласно материалам дела, в феврале бывшие сотрудники СНБ якобы разоблачили на площади Свободы действующих сотрудников этого ведомства. Члены временной парламентской комиссии встретились с обвиняемыми. После встречи Гурген Арсенян заявил: “По данному делу нет показаний гражданского лица. Показания дали только сотрудники СНБ и офицеры уголовного розыска”. Г.Арсеняна удивило, что в “разоблачении” двух сотрудников СНБ участвовало 8-10 человек, однако никто из них так и не был выявлен. “27 февраля около 23 часов сотрудники СНБ с расстояния 8-10 метров увидели бывших сотрудников СНБ, которые в ходе беседы с тремя лицами кивком головы показали в их сторону. Этим доказатальная база исчерпывается. Суд меня удивил, до сих пор мне казалось, что показывают пальцем, а не движением головы”,- отметил Гурген Арсенян. Приведем еще один эпизод: “Один из давших показания свидетелей, заявил, что трое человек привлекли его внимание тем, что разговаривали шепотом. Людей фактически осудили на основании этого свидетельства”. Арсенян еще месяц назад указывал на то обстоятельство, что в феврале к 20 часам уже бывает темно, а в темноте разговор “шепотом” не “виден”. С надеждой добиться правосудия бывшие сотрудники СНБ обратились в Апелляционный суд.
Член фракции АРФ Дашнакцутюн Арцвик Минасян вчера решил присутствовать на судебном заседании, тем более, что об этом его просили подсудимые. “В судебном заседании я участвовал на стадии рассмотрения апелляции,- рассказал нам депутат. – Прокурор не настаивал на закрытом заседании, но когда суд приступил к рассмотрению жалобы, он выступил с ходатайством провести заседание в закрытом режиме, поскольку именно так, по его словам, дело рассматривалось в суде первой инстанции”. После этого защита выступила с ходатайством разрешить члену временной парламентской комиссии Арцвику Минасяну присутствовать на заседании. Прокурор возразил. Тогда Минасян заявил, что в сответствии с положениями закона о государственной и служебной тайне он как депутат имеет право ознакомиться с некоторыми сведениями. Обвинение заявило, что данное дело не входит в круг вопросов, изучаемых временной парламентской комиссией. В ответ Арцвик Минасян напомнил, что “соответствующее решение Национального Собрания касается как событий 1-2 марта, так и всего того, что происходило в предшестовавшие и последующие дни, и что комиссия сама решает, какие события привели к трагедии, разыгравшейся 1-2 марта”. “Я также сказал, что это дело однозначно относится к числу подобных случаев, поэтому комиссия уже им занимается”,- добавил депутат.
В процессе прений судьи что-то беспрерывно обсуждали, явно давая понять, что не разрешат члену временной парламентской комиссии присутствовать на заседании. “Чтобы не ставить суд в неловкое положение, я сказал, что если суду придется нарушить закон, то я покину зал заседаний, и пожелал участникам судебного процесса справедливого правосудия”,- сказал Арцвик Минасян. Давая оценку поведению Апелляционного суда, он в беседе с нами заявил, что такое отношение к депутату Национального Собрания недостойно сотрудника прокуратуры и гражданина РА, поскольку задача временной комиссии – дать объективную оценку произошедшему. Следовательно необходимо содействовать, а не препятствовать работе комиссии. “Кроме того, я как юрист озабочен тем, что в вопросе расследования конкретно данного дела орган предварительного следствия и прокуратура как орган, осуществляющий надзор, не проводят должного расследования в направлении как оценки достоверности показаний свидетелей и привлечения новых свидетелей, так и задействования института так называемых нейтральных свидетелей”. По словам Минасяна, в этом деле орган предварительного следствия и прокуратура не проявили воли к тому, чтобы установить истину: “На мой взгляд, подобное поведение прокуратуры может не только чинить существенные препятствия отправлению правосудия, но и создать негативный прецедент в наше правовой практике”. В подобной ситуации невозможно избежать политических оценок. Однако это никому невыгодно и особенно тем, кто действительно хочет выявить истину и добиться правосудия, отметил депутат.
Не исключено, что для получения информации о заседании по данному делу во временную парламентскую комиссию будет приглашен представитель обвинения. Арцвик Минасян счел необходимым обратить внимание генпрокурора РА на случившееся и выразил надежду, что это будет первый и последний подобного рода случай.
В заключение напомним, что во время февральских событий бывшие сотрудники СНБ работали в службе безопасности банка, принадлежащего депутату Национального Собрания Хачатуру Сукиасяну. Последний во время президентских выборов поддержал кандидатуру лидера оппозиции, первого президента РА Левона Тер-Петросяна.