говорит председатель правления Армянского общенационального движения Арарат Зурабян
— Чем, на Ваш взгляд, обусловлено то, что власть вдруг решила обострить ситуацию посредством жестких действий в отношении участников сидячей демонстрации на Северном проспекте?
— Приближается сентябрь, и очевидно, что в политическом отношении этот период будет гораздо более активным. Поэтому власти вновь проявляют тревогу по поводу возможного проведения серьезных массовых мероприятий. Вновь предпринимается попытка создать атмосферу страха и максимально удержать общественность от участия в политических мероприятиях. Я думаю, основная причина в этом.
— Относительно сентября есть и другой прогноз. Скоро завершится предварительное следствие по Вашему делу и по делам всех тех лиц, которые обвиняются по статье 300 УК РА – “Узурпация государственной власти”. Все эти дела будут рассмотрены в суде в едином производстве. Считаете ли Вы реальным такой сценарий?
— Я ничего не исключаю. Однако 11 сентября в Мониторинговой комиссии Парламентской Ассамблеи Совета Европы будут заслушаны доклады Комиссара по правам человека СЕ и председателя ПАСЕ о ситуации в Армении – политзаключенные, политические репрессии… Очевидно, что до этого процессы будут ускорены, и я убежден, что ряд политзаключенных окажется на свободе. Поскольку действия властей разворачиваются на двух фронтах – внутреннем и внешнем, они, разумеется, должны держать общество в страхе, а международной общественности показывать, что выполняют поставленные перед ними требования. Это двойственное положение приведет к тому, что власти будут вынуждены осуществить определенные шаги. Я убежден, что никто не будет осужден по статье 300, но не потому, что в нашей стране это невозможно (к сожалению, возможно), а по той причине, что обвинения выдвинуты настолько запутанно, что, мне кажется, они не рискнут пойти по этому пути, поскольку потерпят поражение в любом месте, даже, я думаю, в армянских судах. Эти дела не могут иметь перспективы в суде.
— В своем выступлении на учредительном съезде Армянского национального конгресса Вы выразили убежденность, что “через какое-то время объединитесь и будете вместе действовать в либеральном поле”. Пожалуйста, уточните, идет ли речь о единой партии, создание которой на базе АНК не исключил Левон Тер-Петросян? В провластной прессе появились сведения о том, что декларацию о создании АНК Вы не подписали, так как имеете некоторые оговорки.
— Во-первых, идеи создания единой партии не существует. Я, конечно, не исключаю, что действующий в рамках Конгресса ряд партий благодаря определенным процесса и спустя какое-то время могут объединиться на основе обших идейных принципов. Я сказал об этом на съезде АНК, учитывая, что у нас с этй партией нет каких-либо политических и идейных разногласий, а потому мы можем действовать в единстве, а со временем можем и объединиться. Но существует простая истина: в Армянский национальном конгресс вошли партии, с которыми мы можем решить вопрос восстановления конституционного порядка в Армении, совместно реализовать ряд программ, однако с ними невозможно осуществлять постоянную или продолжительную деятельность в рамках одной партии, поскольку у нас с ними имеются идейные разногласия.
— Вы сказали, что идеи создания единой партии не существует, однако на 2-ом конгрессе Общенародного движения Левон Тер-Петросян не исключил, что в дальнейшем Армянский национальный конгресс превратится в “наделенную четкой структурой центристскую партию”. Насколько нам известно, это заявление Тер-Петросян заранее не согласовывал со своими сторонниками. Он не удивляет Вас иногда подобными заявлениями? Скажем, утверждает, что 1 марта армия и полиция не стреляли в народ. Или в связи с событиями в Грузии выступает с настолько пророссийских позиций, что даже позиция властей кажется более взвешенной.
— Меньше всего Тер-Петросян удивляет меня. Однако он своей деятельностью еще будет продолжать удивлять наше общество. Что касается его отдельных мыслей и выступлений, то время внесет в них свои корректировки. Вернемся, однако, в недалекое прошлое. Примерно год назад в нашем обществе многие спорили о том, заговорит Тер-Петросян или нет, выскажется он по тому или иному вопросу или нет. Слава Богу, сегодня Левон Тер-Петрося не только высказывается, но и занимается активной политической деятельностью и по каждому вопросу занимает четкую позицию. В какой-то момент его подходы могут оказаться непонятными для отдельных линостей или политических течений. Однако очевидно, что любая мысль, высказанная Тер-Петросяном, создает определенное поле для серьезного обсуждения. И даже спонтанно высказанное мнение о возможности создания в дальнейшей большой мощной партии имеет право на существование. Я убежден, что эта точка зрения претерпит изменения. Убежден, что, скажем, в социал-демократическом крыле может действовать одна сильная партия, другая мощная партия может появиться в либеральном поле. Для этого все мы должны пройти достаточно долгий путь. Но пока перед нами стоит куда более важная задача – восстановление в Армении конституционного поярдка и формирование легитимной власти. И если нам удастся решить эту задачу, мы добьемся оздоровления политического поля, вследствие чего станут возможны те процессы, о которых мы с вами говорили.