Ответ на этот вопрос оппозиция должна дать своим поведением в ближайшее время, считает депутат парламентской фракции Республиканской партии Армен Ашотян
— В очередной раз аналитики заявили, что нынешняя осень будет очень напряженной и горячей. Как Вам кажется, осознают ли силы политической коалиции степень серьезности момента?
— Новая власть страны в лице четырехсторонней коалиции и президента, взяв ответственность на себя, с первого же дня приступила к решению внутренних и внешних задач. Ситуация затруднена и обострена из-за региональных процессов. И в этой ситуации крайне необходима внутренняя консолидация политической элиты (я имею в виду как оппозиционную, так и властную элиту) вокруг сохранения государственности. Поскольку то, что происходит в нашем регионе, может в равной степени обеспечить преимущества для карабахской проблемы и поставить два армянских государства перед очень серьезными вызовами. Единственное условие противостояния этим вызовам – достижение ключевого согласия внутри государства, своего рода “перемирие” в острой борьбе. Для оппозиции во главе с Левоном Тер-Петросяном это станет поводом показать свое истинное лицо. Если в этой напряженной ситуации они будут продолжать процесс развала государственности, то тем самым докажут, что являются всего лишь инструментом в руках внешних сил, цель которых дестабилизировать и обострить обстановку в стране. Тер-Петросян обладает аналитическими интеллектуальными возможностями для того, чтобы понять всю серьезность момента. И если он, понимая это, не пойдет на внутриполитические потрясения, то докажет, что именно он возглавляет патриотически настроенную оппозицию.
— В интервью нашей газете председатель правления Армянского общенационального движения Арарат Зурбаян сделал интересный намек на непредсказуемость первого президента, отметив, что Левон Тер-Петросян “своей деятельностью будет продолжать удивлять наше общество”. Что, на Ваш взгляд, это означает?
— В рядах оппозиции очень много людей, к которым я питаю глубокое уважение как к патриотам и честным людям. Арарат Зурабян – один из них. Уверен, что в этом лагере тоже высказываются различные, подчас взаимоисключающие, мнения. Знаю, что есть люди, политические силы, которые считают, что борьба за смену власти не должна приводить к тому, чтобы под угрозой оказался институт государственности. Это то, что в свое время делал Тер-Петросян и что, согласно некоторым источникам, он попытается сделать осенью. Прибавьте к этому некоторые косвенные доказательства, например, последние кадровые замены на радиостанции “Свобода”, назначение нового посла США в Армении, которая слывет достаточно жесткой личностью и с которой связывают некоторые события в Киргизии и Украине. Все это может привести к тому, что Армения тоже превратится в арену острой геополитической борьбы. На данный момент границы этой борьбы проходят через Грузию, но есть опасность, что “вирус” перекинется и в Армению.
— АРФ Дашнакцутюн подала заявку на проведение митинга, однако получила отказ. Тем не менее, обжаловав решение мэрии в Административном суде, Дашнакцутюн 2 сентября в 18.00 проведет митинг у здания Матенадарана. Как Вы думаете, не “расшатывает” ли этот митинг основые коалиции?
— Быть членом коалиции не значит терять свою индивидуальность. Никто не заставляет входящие в коалицию 4 партии лишаться своей самостоятельности в политическом поле, выступать как единый орган, не иметь собственного “я”. К деятельности АРФД, которая вытекает из программы и устава этой партии, я отношусь вполне нормально. Разумеется, у них может возникнуть вопрос: почему Дашнакцутюн нельзя провести несанкционированный митинг, если это несколько раз сделала оппозиция? Справедливо будет и другое рассуждение дашнакцаканов: а чем мы хуже Левона Тер-Петросяна? Я думаю, эта психологическая формула дает нашим партнерам моральное право провести митинг. Наряду со своей идейной и ценностной системой Дашнакцутюн – это политическая сила, состоящая из прагматиков и реалистов, и ее главная задача – сохранение армянской государственности. Несмотря на идейные разногласия, членов коалиции (и не только их) помимо задач, зафиксированных в коалиционном меморандуме, объединяет еще и сверхзадача – дальнейшее развитие армянской государственности.