Правительство страны крайне обеспокоено тем, что телекомпаниям придется платить за лицензию 300-400 тысяч драмов
Вчера мы ошиблись, предположив, что раз постоянная парламентская комиссия по вопросам науки, образования, культуры и молодежи, которая должна быть головной во время обсуждения законопроекта о внесении изменений в закон “О телевидении и радио”, не представила заключение по указанному документу, он не будет включен в повестку нынешнего 4-дневного заседания Национального Собрания РА. Оказалось, в тех случаях, когда правительство расценивает законопроект как “неотложный” (как в данном случае), парламент обязан расмотреть его независимо от заключения комиссии.
Аналогичный подход правительство проявило и во время вчерашнего обсуждения в первом чтении законопроекта о внесении дополнения в закон “О телевидении и радио”. Официальный представитель правительства, министр экономики РА Нерсес Ерицян, обосновывая решение не объявлять до июля 2010 года конкурсы на лицензирование телевещания, отметил: “Во всем мире логика состоит в том, что предоставлять лицензию менее, чем на 7 лет, нелогично, поскольку расходы на подобного рода услугу и бизнес, в том числе подготовку к конкурсу, настолько велики, что необходимо предоставить длительное время на то, чтобы оправдать эти расходы”. Очень трогательная забота, если учесть, что стоимость конкурсной лицензии составляет всего 300-400 тысяч драмов. Во время предвыборной кампании примерно столько же стоило участие в одной передаче некоторых телеканалов. Как ни уговаривали министра депутаты (в том числе от правящей коалиции) позволить телекомпаниям самим решать, целесообразно ли тратить такую сумму на приобретение лицензии даже на 2-летний срок вещания, представитель правительства остался непреклонным. Так, депутат фракции “Процветающая Армения” Наира Зограбян иронично заметила: “Я понимаю гуманизм правительства, но может все-таки позволим телекомпаниям самим решить этот вопрос”.
“Государство несет ответственность за обеспечение технологического изменения с тем, чтобы не лишиться определенных международных возможностей”,- заявил Нерсес Ерицян. Один из его аргументов состоял в том, что Армения присоединилась к подписанному в июне 2006 года в Женеве соглашению Международного телевещательного союза, согласно которому в 2015 году истекает окончательный срок перехода на цифровое вещание. “В противном случае нам придется выйти из этого международного соглашения”,- предупредил министр. Удивительное у нас правительство: оно дрожит над одним соглашением, но игнорирует тот факт, что Совет Европы, перед которым у Армении тоже есть обязательства, в который раз принимает резолюцию с требованием вернуть в эфир телекомпанию “А1+”. Кроме того, в п.6 резолюции 1620 ПАСЕ (в случае невыполнения которой нашей стране точно грозит лишение “некоторых международных возможностей”) также сказано: “Ассамблея подтверждает, что в Армении существует необходимость в благоприятной среде для выражающих плюрализм мнений электронных СМИ”. А в связи с принятым Европейским судом решением по вопросу о непредоставления “А1+” лицензии на телевещание содержится призыв к органу, выдающему лицензии, “обеспечить открытый, справедливый и прозрачный порядок лицензирования”. Между тем в справке-обосновании этого проекта правительство обещает: “В соответствии с предлагаемым вариантом в 2010 году все желающие могут в равных условиях конкурировать за все доступные частоты. При этом если следовать международному опыту, нынешняя конкурсная система может быть заменена на новую, более прозрачную и лишенную субъективизма систему”. Кстати, выяснилось, что по мнению представителя правительства “самой прозрачной системой в мире является аукцион”.
Председатель парламентской комисии по вопровам науки, образовани, культуры и молодежи Армен Ашотян попросил министра конкретизировать столь часто используемое им выражение “международный опыт”: “Конкретно какие страны в случае перехода с аналоговой к цифровой системе вещания продлили сроки действия лицензий действующих телекомпаний и не объявили конкурсы?“ Г-н Ерицян не назвал эти страны, заметив, что ни одна инициатива не предусматривает точное использование международного опыта.
В целом в течение всего обсуждения представитель правительства пытался убедить, какая хорошая вещь цифровое телевещание – “никакой разницы между телевизором и компьютером не будет”. Но именно Нерсес Ерицян признал, что при реализации этого проекта существует одна проблема: “Сегодня никто не может сказать, сколько это будет стоить. Дискуссия по этому вопросу длится уже больше года”. Из другого ответа министра выяснилось, что пока не уточнены будущие законодательные изменения, не были проведены общественные обсуждения, но при этом проведение конкурсов решили запретить. А представитель правительства уверяет, что это никак не связано с намерением не дать возможность телекомпаниям “А1+” и “Ноян Тапан” вернуться в эфир.
Насколько эти доводы убедили депутатов, станет ясно во время сегодняшнего голосования. Однако питать какие-либо надежды не стоит, учитывая, что большинство законодателей голосует по указанию. А депутат от Республиканской партии Сукиас Аветисян к тому же предложил, чтобы закон вступил в силу не через 10 дней после его официальной публикации, а на следующий же день. В противном случае не уложатся в сроки. То есть не успеют отложить на два года первый конкурс, который должен был быть объявлен уже 4 октября.