В ближайшее время будут обнародованы новые документы, свидетельствующие о том, что СНБ прослушивала целую армию сторонников Левона Тер-Петросяна
Копия принятого 19 февраля судом первой инстанции столичных муниципалитетов Кентрон и Норк-Мараш решения о прослушивании телефона и контролировании переписки бывшего министра иностранных дел Армении Александра Арзуманяна, который во время президентских выборов возглавлял предвыборный штаб кандидата в президенты РА Левона Тер-Петросяна, была предоставлена его адвокату Овику Арменяну только 25 августа, да и то после того, как он сам об этом ходатайствовал. Как уже сообщала газета “Аравот”, 27 августа Арсенян обратился в Апелляционный суд с жалобой на решение муниципального суда, а также с ходатайством признать недопустимыми “доказательства”, добытые в результате принятия такого решения. Вчера уголовная палата Апелляционного суда отклонила жалобу адвоката Арзуманяна, а также отменила решение суда общих полномочий. Но это еще не все. По словам г-на Арсеняна, принятые судом первой инстанции решения в отношении Александра Арзуманяна тоже будут направлены в Европейский суд по правам человека – в дополнение к уже представленным документам.
Жалобу, поданную в Апелляционный суд, адвокат обосновал тем, что номер телефона, который прослушивался на основании судебного решения, в действительности не принадлежал Александру Арзуманяну. Кроме того, защитник убежден, что по решению суда незаконные действия осуществлялись в отношении Александра Арзуманяна не как гражданина Армении, а именно как руководителя предвыборного штаба Левона Тер-Петросяна, а это уже свидетельствует о том, что он подвергался политическому преследованию. “Если даже Арзуманян был взят под контроль как гражданин, то в судебном решении должно было быть четко записано: учитывая, что в отношении А.Арзуманяна возбуждено уголовное дело по ст.190 УК РА – “отмывание незаконных денег”, по этой части проводится предварительное следствие и возникла проблема получения доказательств, разрешить прослушивать его телефон. Но они так не поступили. Беда в том, что после того, как в Конституции страны принципы неприкосновенности жилища, телефонных разговоров граждан РА были повышены до конституционного уровня, суды теперь по каждому предполагаемому поводу с легкостью дают разрешение на прослушивание телефонных разговоров практически всех граждан страны. А в этом случае было очевидно, что человек является руководителем предвыборного штаба кандидата в президенты”,- отметил Овик Арсенян. Кстати, ему стало известно, что прослушивались также телефонные разговоры председателя правления Армянского общенационального движения Арарата Зурабяна. “Предпринимались подобные действия в отношении других лиц или, наверное, станет известно в дальнейшем. Но очевидно, что 19 февраля Служба национальной безопасности получила разрешение на прослушивание телефнов именно тех людей, которые являлись доверенными лицами Левона Тер-Петросяна, известными политическими деятелями, руководителями предвыборных штабов и т.д. И в этих условиях стыдно, когда в суде заявляют, что прослушивание осуществлялось в отношении гражданина страны. Это вызывает лишь горькую улыбку. В таком случае чем был вызван интерес СНБ к гражданам РА Арзуманяну и Зурабяну, если не как к представителям оппозиции, руководителям предвыборного штаба или активистам”.
Касаясь приведенной в ходатайстве мотивировки, согласно которой СНБ располагала оперативной информацией о том, что оппозиция хочет узурпировать государственную власть, Овик Арсенян заметил: “Если у них была такая информация, если люди уже совершили преступление, почему 20-20 февраля власти разрешили продолжать так называемые “несанкционированные митинги”?” По словам адвоката, из материалов уголовного дела становится ясно, что следствие проводилось только по одной версии, причем со склонностью к обвинению: если ты оппозиционер, инакомыслящий, если ты занимаешь другую позицию, то обязательно попадаешь под подозрение, и твои разговоры могут прослушиваться. Вчера Арсенян напомнил и о начавшемся еще в мае 2007 года уголовном преследовании Александра Арзуманяна по делу об “отмывании денег”. “Оставим в стороне то, что личность, “отмывавшая” деньги, считается выявленной. Но ведь грязные деньги не существуют и не могут существовать. Когда по делу “1 марта” Александру Арзуманяну выдвинули обвинение по признакам ст.ст. 300 и 225 УК РА – “узурпация государственной власти” и “организация массовых беспорядков, сопровождающихся убийствами”, к этому делу прибавили также обвинение в “отмывании денег”. Однако в последний момент, 29 августа, когда было заявлено о завершении предварительного следствия по части 7 обвиняемых, проходящих по делу о событиях 1 марта, дело об “отмывании денег”, вновь отделили – мол, предварительное следствие должно быть продолжено”,- сообщил адвокат. Он сослался на ст.28 УК РА, согласно которой уголовные дела в отношении одного или нескольких лиц могут объединяться. “Объединили, а сейчас говорят о завершении следствия только по ст.ст.300 и 225 УК РА. Это беспрецедентное явление, такого быть не должно. Если выдвинуто многостороннее обвинение и в ходе расследование оно полностью и объективно обосновывается, то дело направляется в суд. Если же по какой-либо части обвинение не обосновывается, дело закрывают”,- подчеркнул адвокат. В связи с этим он представил ходатайство, которое опять-таки было отклонено.