Полицейских не привлекут за это к суду, а вот граждане обязательно будут осуждены
В связи с истечением 100 дней своего пребывания в должности начальника Полиции РА Алик Саркисян созвал вчера пресс-конференцию, на которой озвучил несколько примечательных суждений и заявлений. Именно они и стали поводом к тому, чтобы еще раз коснуться трагических событий 1 марта.
Вчера глава Полиции говорил о видеозаписи, которую распространила общественная комиссия по изучению и анализу событий 1 марта. Видеозапись содержит кадры, на которых ясно видно, как полицейские, “освободив” площадь Свободы от участников “несанкционированного” митинга, преследуют граждан на улицах в центре Еревана, избивают их, в том числе собравшихся у французского посольства людей, которые еще не успели “вооружиться” палками и другими предметами для того, чтобы защитить себя от нападений стражей порядка. Другие кадры подтвердили факты жестокого избиения сотрудниками полиции людей, подвергшихся принудительному приводу, совершенного вечером полицейской машиной наезда на человека. В условиях отсутствия экспертного заключения Алик Саркисян выразил подозрение в том, что эти кадры смонтированы, что заставляет сделать выводы относительно объективности результатов экспертизы. Но куда более интересным является заявление начальника Полиции об упомянутых кадрах: “Когда собирается большая толпа, когда возникает достаточно сильный эмоциональный фон и появляется проблема самообороны, трудно ожидать, что полицейские сохранят спокойствие. Были и потасовки”. А.Саркисян также заявил, что не собирается отдавать под суд кого-либо из полицейских. Получается, что 1 марта действия сотрудников правоохранительных органов можно оправдать и объяснить “эмоциональным фоном” ситуации. А вот обусловить тем же “эмоциональным фоном” “потасовки”, происходившие в процессе “расчистки” полицией зверскими методами площади Свободы, проявившийся у оппозиционеров и рядовых граждан инстинкт самозащиты, их вооружение различными предметами, сооружение баррикад у памятника Мясникяну, никак нельзя. По какому закону или по какой логике полицейские не должны предстать перед судом за эти “потасовки”, а представители оппозиции и простые граждане могут быть осуждены к 3-5 годам лишения свободы? Во всем этих действиях нет ни буквы закона, ни какой-либо логики. Есть лишь политическое решение, указание, распоряжение, спущенное лицом, находящимся у руля власти.
И коль скоро мы заговорили о событиях 1 марта, стоит, наверное, коснуться деятельности изучающей эти события парламентской комиссии, в беспристрастность которой оппозиция, кстати, не верит. Ее председатель Самвел Никоян, выступая в понедельник в эфире Общественного телевидения, заявил, что не исключает возможности продления срока деятельности комиссии, хотя следует предположить, что отчет о проделанной работе будет представлен в парламенте. Основываясь на предварительных формулировках г-на Никояна, можно догадаться, как будут расставлены акценты в этом документе. Оказывается, Самвелу Никояну уже понятны события, развернувшиеся рано утром 1 марта на площади Свободы. По его словам, люди, находившиеся в тот момент на площади, не спали, как утверждает оппозиция. Они заранее были осведомлены о планах полиции провести обыск. Когда же “операция” сорвалась, возникла необходимость освободить площадь. Во время этих действий находившиеся на площади граждане оказали сопротивление сотрудникам полиции. Для подтверждения этой версии Самвел Никоян сослался даже на высказанные на пресс-конференции 1 марта следующие слова первого президента РА Левона Тер-Петросяна: “Конечно, со стороны народа было оказано сопротивление, были драки…” Тем не менее, ни Самвел Никоян, ни начальник Полиции РА Алик Саркисян так и не дали разъяснений по фактам, согласно которым вечером 1 марта, в промежутке между 21-22 часами, то есть до введения чрезвычайного положения, в больницы Еревана уже начали поступать граждане с огнестрельными ранениями. В данном случае речь не идет о “неграмотном” применении “просроченной черемухи”, хотя начальник Полиции РА четко заявил, что даже в этом случае никто из сотрудников полиции не будет привлечен к ответственности. “Ничем порадовать вас не могу”,- честно сказал Алик Саркисян. А это означает следующее: не надейтесь, в нашей стране ни один полицейский никогда не будет привлечен к ответственности за избиение или убийство человека.