По мнению правозащитника Вардана Арутюняна, врачи отказываются посещать политзаключенных, поскольку на работе у них возникают проблемы
”То негативное отношение, которое существовало в коммунистический период – нетерпимость по отношению к человеку, к его достоинству, действующая власть проявляет и сегодня. Поскольку нынешняя власть на протяжении многих лет находилась в нижней части коммунистической властной пирамиды, то сегодня она относится к человеку, его правам, Европе и любому, кто выскажет о ней отрицательное мнение или потребует осуществления нежелательных для нее шагов, с презрением, достойным этого уровня”,- сказал член Комитета в защиту политзаключенных, правозащитник Вардан Арутюнян. По его словам, из-за невыполнения требований, выдвинутых Европой, различные евростукрутры в своих докладах, ставших уже регулярными, отражают нашу реальность в политическом и судебно-правовом контекстах. В ответ на вопрос, какая от этого польза, если такие шаги все равно не оказывают влияния на нашу жизнь, В.Арутюнян отметил: “По сути, данные структуры не имеют возможности или пока не считают нужным заставлять нашу страну предпринимать те или иные шаги, и это весьма воодушевляет отечественные власти. Это бывает заметно в тех случаях, когда наши делегаты в евроструктурах, комментируя очередной неблагоприятый доклад по Армении, с восторгом заявляют, что он имеет только консультативный характер и не подлежит обязательному выполнению. Они не понимают, что когда-нибудь эти доклады станут обязательным условием и европейское сообщество не потерпит ни убийств, ни фабрикования дел, ни нарушения прав человека, как они не терпят этого в Иране, Северной Корее и других подобных странах. Любое предложение, которое исходит от евроструктур, не выполняется, поскольку нет принуждения. Они как будто ждут принуждения, после которого вынуждены будут освободить политзаключенных, не стрелять в митингующих, уважать права человека. Это и есть их мировосприятие: пока можно, они варвары, как только их начнут заставлять, наденут маску цивилизованных людей”.
Кстати, правозащитникам не имеют возможности посещать места заключения, однако тем или иным способом они получают информацию из уголовно-исполнительных учреждений. Мы попросили г-на Арутюняна поделиться последними сведениями о политзаключенных. “За эти месяцы все они показали и продолжают показывать нам беспрецедентный пример храбрости и мужества. И сегодня их главная задача состоит в том, чтобы на этапе судебных процессов показать миру, что на самом деле происходило и происходит в Армении. Они блестяще справляются с этой обязанностью, а вот мы работаем плохо. Некоторые из них имеют проблемы со здоровьем. В соответствии с законом заключенный может по своему желанию пригласить в тюрьму нужного ему врача, руководство УИУ этому не препятствует. Однако в последнее время у врачей, которые обследовали нескольких известных политзаключенных, начались неприятности, поэтому врачи вынуждены отказываться от посещения тюрем. Вот уже месяц, как мы пытаемся договориться с врачами о посещении УИУ. Они обещают, но как только выясняется, что необходимо обследовать политзаключенного, отказываются из страха иметь проблемы с министром здравоохранения”,- рассказал г-н Арутюнян. В таком случае почему оппозиционные деятели на митингах и в интервью говорят о повышении самосознания общества? “Судя по многолюдности и качеству митингов, люди начинают превращаться в граждан. Это довольно долгий и сложный процесс, тем более для нас, не имевших государственности на протяжении многих веков. Однако обидно, что врачи превращаются в толпу”,- прозвучал ответ.
Касаясь послания Сержа Саркисяна, В.Арутюнян сказал: “С посланием может выступать только всенародно избранный президент. Серж Саркисян не получал вотум доверия большинства избирателей. Ярким доказательством сказанного являются февральские митинги и расстрел 1 марта. Если бы он получил вотум большинства, у него, возможно, были бы проблемы с разгоном митингов, ограничением прав человека, другие проблемы, но не было бы проблемы расстрела митингующих. Стреляет только те, кто знает, что проиграл и теряет все… В этом послании не была затронута ни одна серьезная и актуальная для Армении тема – нагорно-карабахская проблема, армяно-турецкие отношения, политзаключенные, “1 марта”, оценки евроструктур. Любое выступление вне этих тем не имеет смысла”.