сказал руководитель парламентской фракции АРФ Дашнакцутюн Ваан Ованнесян, имея в виду тот факт, что Азербайджн дает только обещания и не говорит о том, на какие уступки он готов пойти в вопросе Нагорного Карабаха
— На днях Вы высказали серьезную озабоченность почти всеми пунктами совместной Декларации Алиев-Саркисян. Если учесть также мнения, высказанные другими дашнакцаканскими деятелями, можно ли говорить о том, что АРФД против шагов властей в процессе карабахского урегулирования? Есть ли принципиальные пункты, которые Вы категорически не приемлете в вопросе НК? Если вдруг они окажутся на столе переговоров, что предпримет партия Дашнакцутюн?
— Тревога действительно существует, и я представлю ее суть. Не следует забывать, что в целом я положительно оценил Декларацию. Есть опасение, которое, пожалуй, носит редакционный характер. В первой же статье документа сказано: добиться решения проблемы путем мирных переговоров, что позволит развивать экономические и другие связи. Это алиевская формулировка, поскольку Азербадйжан заявляет: сперва решите вопрос, а потом уже устанавливайте отношения и т.д. Последний раздел Декларации несколько рассеивает эти опасения, потому что там речь идет о развитии отношений в различных форматах. Документ вызывает и другую серьезную озабоченность: Карабах вообще не упомянут в качестве стороны. Здесь мы можем успокоить себя тем, что говорится о дальнейшем развитии принципов, и не исключено, что в будущем НК может стать участником переговоров. Следует отметить, что начиная с 2007 г. армянская сторона на всех переговорах добивалась хотя и небольшого, но успеха, потому что во всех предложениях Минской группы, которая на сегодняшний день является наиболее специализированной дипломатической группой по вопросу НК, все больше и больше учитываются интересы армянского народа. Но сейчас, когда дело близится к развязке и когда оглядываешься на эти 7-8 лет, понимаешь, что Азербайджан ни разу внятно не сказал, каковы его уступки. До тех пор, пока мы не услышим от азербайджанской стороны ответа на этот вопрос, конкретизировать наши уступки недопустимо, потому что мы говорим о территориях, а Азербайджан – об обещании, которое в будущем может повиснуть в воздухе. Конкретный товар на обещание не меняют. Земля может утратить свою важность только в такой среде, как Южный Кавказ, где давно стерлись границы и таможенные пункты, где произошла полная интеграция наподобие Евросоюза. Сегодня в Венгрии хотя и почесывают голову, но не очень озабочены тем, чт их родная Трансильвания находится в составе Румынии. В такой среде можно понять уменьшение значения земли, но только не в нашей среде, где каждый квадратный метр имеет важное значение для обеспечения безопасности Карабаха и Армении. Отдавать продукт такого значения в обмен на обещание в перспективе, мы считаем недопустимым. И если армянская сторона пойдет на необоснованный односторонний компромисс, необоснованные односторонние уступки, мы выступим против. Мы будем не только высказываться, но и бороться против такого решения.
— Располагает ли Дашнакцутюн, будучи коалиционной партией, сведениями о содержании переговоров? Азербайджанские СМИ все время пишут о том, что армяне возвращают земли и т.д.
— Я буквально 10 минут назад прочел в газете “Заман”, что министр иностранных дел Армении якобы выступил с конкретными заявлениями. Понятно, что “Заман” успели прочитать в Диаспоре, в других местах и заволновались. Именно к этому турки и стремятся. 10 минут назад я выяснил у главы МИД РА, что это клевета, ложь, в связи с чем будет сделано соответствующее заявление. Разве сейчас я не должен предполагать, что появляющиеся в азербайджанской прессе все остальные сведения сделаны из того же теста. Да, мы обладаем определенной информацией и имеем повод и воодушевляться, и тревожиться. Но до тех пор, пока мы способствуем тому, чтобы процесс шел в правильном направлении, пока мы участвуем в этом деле, мы не сделаем ни одного шага или заявления, которые могут пошатнуть позиции армянской стороны в этом процессе.
— Сегодня звучат высказывания о возвращении в политику Роберта Кочаряна. И многие представители властного большинства, в том числе Дашнакцутюн, готовы повернуться в его сторону, потому что вам больше по душе осуществляющаяся твердой рукой жесткая политика, а не то, что делает сегодня Серж Саркисян.
— В политике важны цели, а не методы. Методы могут быть более жесткими или более гибкими. Но если ты согласен с целями и готов добиваться их осуществления, то выбор методов уже дело техники. В этом смысле я вообще не вижу поводов для беспокойства.