считает председатель Либеральной партии Армении Ованнес Ованнисян, имея в виду то обстоятельство, что президент страны, не заручившись поддержкой народа, идет на урегулирование проблемы Нагорного Карабаха
— В интервью, которое Серж Саркисян дал на днях одной из немецких газет, президент заявил, что “Азербайджан должен признать реализацию права населения Нагорного Карабаха на самоопределение. Саркисян подчеркнул, что все остальные вопросы по урегулированию конфликта должны быть подчинены этому основному вопросу. Между тем после подписания Майндорфской декларации оппозиция продолжает расценивать процессы как “отрицательные” и “непроармянские”.
— Дело в том, что ресурс маневрирования или затягивания процесса урегулирования конфликта НК, который в прошлые годы использовал Роберт Кочарян, уже исчерпан. Но это не означает, что Кочарян, не решая проблему, стремился создать более благоприятные условия на будущее. За эти годы многие покинули Армению и Карабах, в обеих республиках очень высокий уровень коррупции, они лишились политических систем и демократических институтов. Наследство, доставшееся Сержу Саркисяну от Кочаряна, больше не предоставляло возможностей для тактических маневров. Это подтверждает и московская Декларация, которой Россия, член Минской группы, фактически положила начало урегулированию конфликта. Что касается высказываний Сержа Саркисяна в вышеупомянутом интервью, то они представляют собой добрые пожелания и существенно отличаются от подписанной Сержем Саркисяном московской Декларации, в которой четко зафиксировано, что Армения согласна на урегулирование проблемы НКР в рамках “Мадридских принципов”. Армения признает, что в основе урегулирования карабахской проблемы должны лежать зафиксированные международными организациями международные конвенции. Такие конвенции были приняты ООН, Советом Европы, Евросоюзом. Они не имеют ничего общего с правом наций на самоопределение, предлагаемые сегодня решения не содержат в себе элементов самоопределения наций. То есть слова и дела Сержа Саркисяна существенно отличаются друг от друга. Карабах выбыл из переговорного процесса, что было зафиксировано в Москве. Если в 1994 году ОБСЕ признала, что Карабах – сторона конфликта, то спустя 14 лет в Москве было констатировано, что самоопределение народа Карабаха превратилось в территориальный конфликт между Арменией и Азербайджаном. Цена, которую армянский народ заплатил за эти годы, как выяснилось, была предусмотрена не для проармянского решения карабахской проблемы, а лишь для обогащения группы людей, превращения страны в полутоталитарное государство, где выборы сопровождаются убийствами.
— Вы принадлежите к числу тех деятелей, которые придают важное значение скорейшему урегулированию вопроса НКР. Именно это и пытается делать сейчас Серж Саркисян. Что в этом плохого?
— Я не против. Сейчас карты в руках Сержа Саркисяна, и, я думаю, что он взял на себя большую ответственность, это очень сложная проблема. Тем не менее, он проявляет политическую смелость и пытается идти на урегулирование. Необходимо понимать, что пока этот вопрос не решится, ни Армения, ни Карабах не будут иметь будущего или каких-либо перспектив. Но есть одна проблема – цена решения вопроса, и здесь Серж Саркисян должен быть искренен с народом. Приходя к власти ценой “1 марта”, Саркисян должен был понимать, что решение карабахской проблемы как дамоклов меч висит над его головой. Есть два варианта урегулирования конфликта – принудительный и функциональный. Мы идем по первому варианту.
— Оппозиция фактически предоставила властям возможность решить вопрос принудительным путем. Что вы скажете народу?
— Оппозиция временно прекратила использование одного из элементов своей политической борьбы, поскольку в стране создалась довольно сложная политическая и писхологическая обстановка. Каждый митинг мог привести к нежелательным последствиям. В атмосфере “политического спокойствия” властям дается возможность пойти на урегулирование, но это не означает, что мы согласимся со всеми неблагоприятными для нас решениями. Оппозиция не несет ответственности за действия власти. Оппозиция несет ответственность перед обществом и народом. Мы цениим нашу ответственность и готовы нести ее до конца.
— Каким должен быть тот нравственный шаг, который сейчас необходимо предпринять Сержу Саркисяну?
— У меня нет желания давать кому-либо, а тем более Сержу Саркисяну, уроки нравственности. Это зависит от сущности каждого человека. Есть цивилизованные пути решения проблемы, и власти должны это понимать. Либо в результате отставки президента должна сформироваться новая демократическая власть, либо необходимо распустить нынешний парламент и путем проведения нормальных выборов сформировать новый парламент, чтобы при сотрудничестве с коалиционным правительством попытаться заставить международное собщество вновь считаться с Арменией. Либо же этот путь заведет нас в тупик, что ничего хорошего не сулит.