Лента новостей
Новости дня

“Я лично…”

15 ноября,2008 00:00

На вчерашнем заседании парламентской комиссии по изучению событий 1 марта присутствовал заместитель начальника Полиции РА Александр Афян
В каждом своем ответе на вопросы членов комиссии Афян использовал выражение “я лично…” Он хотел создать впечатление, что не видел “лично” ни одну видеозапись событий 1 марта в Ереване. Замначальника Полиции РА так старательно играл роль человека неосведомленного, что член парламентской комиссии Гурген Арсенян подарил ему видеокассету, снятую оппозицией. Вот версия событий, произошедших утром 1 марта у французского посольства и прилегающей к нему территории, в изложении Афяна: “После утренних событий (имеются в виду действия по вытеснению митингующих с площади Свободы. – М.Е.) мы отправили мобильные группы на дежурство, и они периодически докладывали нам, где имеются скопления и что происходит в городе. Около 13 часов поступил сигнал о том, что человек 300-400 собрались у французского посольства. Туда сразу же были отправлены 50-60 сотрудников полиции. Они доложили, что ситуация довольно напряженная. (В связи с этим Гурген Арсенян напомнил ответ прокуратуры, в котором указывалось, что уже в 10.30 в сторону Еревана двигались военные силы, а в 11 часов в городе уже было много солдат.- М.Е.). Мы направили новые силы, но мне лично было поручено проследить за тем, что там происходит. Я взял с собой дополнительные силы и примерно в 11.30 подошел к французскому посольству. Лично я. Мы заметили, что на участке улицы Григора Лусаворича с линии уже был снят троллейбус и поставлен перпендикулярно. Улица Лусаворича была перекрыта. За троллейбусом стоял грузовик. Мы попытались разблокировать дорогу, но это оказалось невозможно. Я видел, что атмосфера довольно накалена. Сперва возникло желание очистить этот участок от митингующих, то есть оттеснить их на одну сторону и открыть дорогу. Но они, разумеется, не подчинились. Уже начали звучать призывы, появились металлические и деревянные палки, которые складывались в кузов грузовика. В бутылки заполнялся бензин, вставлялись фитили. Я решил оцепить этот участок, чтобы исключить возможность продвижения людей в сторону центральных улиц. В течение примерно получаса собралась большая толпа. Мы оцепили территорию, на которой находилось французское посольство, чтобы не дать народу возможность объединиться, так как людей становилось все больше”.
По словам Александра Афяна, в течение 2-3 часов он “лично” вместе с остальными вел переговоры с Ерджаником Абгаряном, Анаит Бахшян, Самвелом Геворкяном, Давидом Шахназаряном. Полиции было предложено снять оцепление, чтобы митингующие смогли пройти на соседнюю с Республиканским стадионом территорию или на привокзальную площадь. Договориться не удалось. Только после переговоров с Давидом Шахназаряном было решено, что митингующие пойдут к Матенадарану. “Мы разрешили им двигаться к Матенадарану. Я лично предоставил Давиду Шахназаряну громкоговоритель. Он выступил, и народ одобрил. Договорились, что мы снимаем полицейское оцепление (конечно, у нас там была техника – водометы, полицейские машины), чтобы осободить участок улицы Лусаворича. Они поднимаются по проспекту Маштоца к Матенадарану. Потом пришел Левон Зурабян и сказал, что Давид Шахназарян не компетентен в этом вопросе и что переговоры нужно вести с ним. Я лично, генерал Гизирян и лично Унанян начали вести переговоры уже с Левоном Зурабяном. Но к тому времени мы уже сняли оцепление. Все это время Левон Зурабян звонил кому-то. Он лично попросил меня предоставить ему машину, так как должен был ехать на встречу с господином Тер-Петросяном. Я лично остановил для него такси, посадил Левона Зурабяна в машину, а сам отправился в сторону моста Победа”. По словам Афяна, “после этого пришел Никол Пашинян и обратился к людям с призывом никуда не уходить, закрепляться здесь, строить баррикады. Начали останавливать грузовики, вышвыривать людей и возводить баррикады. Не стихийно (но по их словам стихийно) стали поджигать полицейские машины, нападать на полицию”. Представитель АРФД Артюша Шахбазян напомнил о том, что факт этого выступления Никола Пашинян был официально опровергнут в газете “Айкакан жаманак”. В действительности Пашинян заявил, что необходимо остаться на площади и готовится к обороне.
К рассказу замначальника Полиции РА члены парламентской комиссии по изучению событий 1 марта не отнеслись как к 100-процентной правде. Так, например, у Защитника прав человека РА Армена Арутюняна сложилось впечатление, что люди, собравшиеся у посольства Франции, просто были напуганы утренними событиями на площади Свободы и собрались в районе, где находилось несколько иностранных посольств, поскольку предположили, что там они будут в большей безопасности. “Почему спокойно стоявшие люди неожиданно проявили агрессивность? Не считает ли г-н Афян, что если бы митингующие не узнали о приходе войск, они бы просто разошлись?”, – спросил омбудсмен. А те, кто сообщил о приходе войск, по мнению Армена Арутюняна, были провокаторами. Касаясь ограбления магазанов, он обратил внимание на следующий примечательный факт: соседние с “Роберто” магазины, которые находились ближе к месту событий (в частности магазин по продаже оружия “Свин”), не были ограблены. Председатель парламентской комиссии Самвел Никоян попросил уточнить, кто отдал приказ стрелять, применить огнестрельное оружие. В ответ на последний вопрос Афян сказал, что лично он такой приказ не отдавал и не думает, что его мог отдать кто-то другой. “Обо всех своих действиях мы докладывали начальнику Полиции”,- добавил Александр Афян.

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать