“Никто об уступках не говорит”,- заявил в беседе с корреспондентом “Аравота” депутат Национального Собрания РА Эдуард Шармазанов
— Визит президента Армении Сержа Саркисяна в Карабах дал повод для различного рода комментариев. Одни считают визит неожиданным, другие убеждены, что Саркисян поехал уговаривать президента НКР Бако Саакяна и карабахцев. Вам известно, почему Серж Саркисян в течение месяца дважды посетил Карабах?
— Не забывайте, что Серж Саркисян всегда часто ездил в Карабах. Будучи и министром обороны, а затем и премьер-министром Армении, он регулярно посещал Карабах. И попытки найти в этом визите нечто странное, могут вызвать только удивление.
— Некоторые считают, что карабахская проблема может быть урегулирована ускоренными темпами. По мнению других, в ближайшее время проблема не будет решена. А на самом деле стремятся ли власти решить вопрос как можно быстрее и в любой форме?
— За эти годы власти страны, Республиканская партия Армении и Серж Саркисян не проявляли спешки в деле урегулирования проблемы Нагорного Карабаха. Они преследовали одну цель – разрешить нагорно-карабахский конфликт в благоприятном для армян варианте. Решение проблемы должно быть таким, чтобы с ним согласилось подавляющее большинство населения НКР. И в данном случае спешить не надо. Но то, что на пути карабахского урегулирования есть надежда, это факт. Не думаю, что в данный момент вопрос Арцаха получит скорое решение. Спешка не вытекает из наших интересов, в противном случае мы могли пойти на этот шаг несколько лет назад. Сегодня интересы нашего народа требуют, чтобы азербайджанская сторона наконец поняла, что Нагорный Карабах должен быть независимой республикой.
— На днях депутат парламентской фракции “Наследие” Заруи Постанджян и движение “Миацум” решили провести митинг в Эчмиадзине, посвященный проблеме Карабаха, однако местные власти не предоставили им зал. Постанджян выражает озабоченность в связи с карабахской проблемой, в то время как Вы относитесь к этому вопросу более спокойно.
— Я с уважением отношусь ко всем моим коллегам и их деятельности на благо нации, если выражаемая ими тревога вытекает из урегулирования проблемы НК в благоприятном для армян варианте. Хочу их успокоить. Никто больше президента Сержа Саркисяна, республиканцев и ветеранов Карабахской войны не заинтересован в том, чтобы арцахская проблема была разрешена в благоприятном для армян варианте, тем более, что никто не знаком с переговорным процессом в такой степени, чтобы давать комментарии. Мне кажется, для нас важность должны представлять заявления двух лиц – президента и главы МИД РА. А они всегда четко представляли точку зрения армянской стороны. Последние интервью Сержа Саркисяна европейским СМИ, а также его интервью в Арцахе доказывают, что власти РА никогда не пойдут на одностронние уступки, вопрос должен быть решен тольк и только в пользу армянской стороны. Существование независимой Арцахской Республики является уже свершившимся фактом, народ Арцаха давно самоопределился посредством референдума, проведенного в рамках международных норм. И рано или поздно мир узнает об этой реалии. Мне бы не хотелось, чтобы кто-нибудь пытался спекулировать этим вопросом, а тем более нет необходимости для беспокойства. Хочется, чтобы о проблеме Арцаха помнили не для того, чтобы спекулировать ею, а для того, чтобы попытаться сформировать в Армении и Арцахе атмосферу единства. В конце концов этот вопрос касается всего армянства, всего армянского народа. Нужно радоваться тому, что на данном этапе мы добиваемся дипломатических успехов.
— Недавно член Бюро АРФ Дашнакцутюн Ваан Ованнесян заявил, что Агдам – армянская земля и что Дашнакцутюн выступит против обмена конкретной земли на звучащие с азербайджанской стороны всего лишь обещания.
— А разве когда-нибудь армянская сторона говорила об уступках? Мы говорили только о взаимных уступках. Я как опытный политический деятель считаю, что г-н Ованнесян прекрасно знает, что ни один договор без взаимных уступок не подписывают. Что касается Агдама, то у любого армянина есть историческая родина – это Великий Айк с территорией в 300 тысяч квадратных км. Однако в данном случае желания и реальность не совпадают. К сожалению, на этих 300 тыс. кв.километрах армяне уже не живут. А политика – реалистичная наука и любит конкретные факты. Да, если подходить к вопросу так, как подходит г-н Ованнесян, то, конечно, Муш, Ван, Эрзрум – это наша общая родина. А в Конституции Нагорно-Карабахской Республики четко указаны ее границы.