считает турецкий эксперт Нигяр Гёксел
“В Турции уже поняли, что, закрыв границы, они ничего не добились в вопросе Нагорного Карабаха. И сейчас многие там говорят, что необходимо открыть границы. Даже те, кто в 90-х годах выступал в СМИ в поддержку блокирования границы, сегодня уже вынужден признать, что пока граница не будет открыта, подвижки вряд ли возможны”,- заявил в ходе организованного вчера “круглого стола” в редакции газеты “Аравот” ведущий эксперт организации “Europian Stability Initiative” Нигяр Гёксел. Последний находится в Ереване в рамках программы “Строительство доверия в армяно-турецких отношениях посредством сотрудничества”, организованной совместно аналитическим центром ”Глобализация и региональное сотрудничество” (директор Степан Григорян) и посольством Швейцарии в Армении и Грузии.
“Круглый стол”, который тоже состоялся в рамках этой программы, скорее напоминал пресс-конференцию, поскольку журналисты “Аравота” просто забросали вопросами господина Гёксела – ведь не каждый день предоставляется возможность услышать о позиции турецкого общества из уст довольно компетентного человека.
По словам Гёксела, сентябрьский визит в Ереван Абдуллы Гюля вызвал в Турции большое воодушевление, хотя и в Армении, и в Турции значение этого визита преувеличили: “Это было простым проявление доброй воли и необязательно должно было что-то значить. Однако нельзя не заметить, что в отношениях двух стран наблюдаются определенные подвижки. Во всяком случае есть основания ожидать прогресс. Все это, в конце концов, приведет к открытию границы и установлению отношений. Это неизбежно. Не знаю когда, но это обязательно произойдет”. Турецкого эксперта, естественно, спросили: “А как же вопрос Нагорного Карабаха? Ведь открытие границы Турция напрямую связывает с вопросом НК”. “Я не представлю, как это будет увязываться с вопросом Карабаха, но считаю, что для Турции будет гораздо легче перейти к урегулированию армяно-турецких отношений и открыть границу, если с армянской стороны в этом направлении будет предпринят какой-либо шаг – скажем, освобождена какая-либо территория или хотя бы дано такое обещание. Это очень забавно, когда говоришь об армяно-турецких отношениях, Турция заявляет: оставим в стороне историю, а потом перейдем к этому вопросу. А армяне говорят: оставим в стороне проблему Нагорного Карабаха, и только тогда начнем. Значит обеим сторонам есть что оставить в сторону, и это усложняет ситуацию. Но сегодня число турок, которые понимают, что нельзя все связывать с историей, постепенно становится все больше и больше”.
Турецкий эксперт представил интересную статистику. Оказывается, 90-95% азербайджанцев негативно восприняли визит Гюля в Армению, в то время как 65-68% турецкого населения отнеслись к этому положительно. Нигяр Гёксел считает, что против утверждения армяно-турецких отношений выступает в основном националистически настроенная часть общества. По словам Гёксела, здесь думают, что в турецко-азербайджанских отношениях все безоблачно, что Турция покровительствует своему “младшему брату”, между тем в отношениях между двумя странами, особенно в последнее время, появились определенные разногласия и напряженность, о которых в Армении не знают. Правда, Нигяр Гёксел предпочел не раскрывать скобки, однако заметил, что армяно-турецкие отношения обусловливает интересами Азербайджана все та же националистически настроенная часть общества, в том числе определенные политические силы.
Гёксел признал, что в Турции имеются серьезные проблемы, связанные с национальными меньшинствами, и в этом он видит вину правительства. Однако, касаясь проблем армянских общин, эксперт подчеркнул, что в Армении появляется и дезинформация. Нигяр Гексел согласился с тем, что в настоящее время многие армянские церкви в Турции используются под спортивные залы либо в других целях. Вместе с тем, по его словам, информация о том, что во время боевых учений турки используют армянские церкви в качестве мишеней для бомбардировок, однозначно не соответствуют действительности. Гёксел подчеркнул, что новоназначенный министр культуры Турции – личность очень прогрессивная и предпринимает многочисленные шаги для решения культурных программ нацменьшинств.