На это упущение правительства указывает председатель правления партии “Наследие” Анаит Бахшян
Хотя правительство приняло 13 предложений парламентской фракции “Наследие” по бюджету 2009 года (17 предложений были отклонены, а 11 должны быть обсуждены в рамках бюджетных процессов последующих годов), фракция, тем не менее, проголосовала против Основного финансового документа. Обосновывая действия фракции, председатель правления “Наследия” Анаит Бахшян сказала: “Мы, конечно, ценим шаг правительства, которое выделило из бюджета будущего года 277 млн драмов на реализацию наших предложений. Из них 213 млн драмов предусмотрены на ремонт образовательных учреждений, 64 млн – на восстановление водоводов и оросительных сетей. Однако мы проголосовали против, поскольку столь серьезный политический документ, каким является бюджет страны, не содержит ответа на важные вопросы: каковы механизмы оценки показателя эффективности любой программы? был ли учтен показатель эффективности программ, реализованных в прошлые годы, с тем, чтобы решить, продолжать их реализацию в 2009 году или нет?” Для того, чтобы обосновать отрицательные ответы на поставленные вопросы, Анаит Бахшян отметила: “Я приведу конкретные примеры, свидетельствующие о том, что на протяжении многих лет программа не осуществлялась, однако правительство продолжало выделять из бюджета деньги. Эта программа называется “Предоставление квартиры, мебели, бытовых предметов и техники выпускникам детских попечительских организаций РА”. Контрольная палата доказала, что на протяжении 5 лет указанная программа не выполнялась. Я предложила больше не доверять реализацию этой программы министерству соцобеспечения”. Правительство отклонило предложение, заявив, что нарушения, допущенные в рамках данной программы, изучаются и будут приняты соответствующие решения.
В рамках этой программы на оказание содействия и консультации из бюджета предусмотрено выделить 3 млн 56,6 тыс.драмов. Однако Анаит Бахшян, изучив приложения к бюджету, выяснила, что против пункта “Мониторинг и оценка эффективности, сопоставление данных информационных баз” указано: “Финансирование не требуется”. Зададимся чисто риторическим вопросом: а что будет с суммой свыше 3 млн драмов?
Вообще Анаит Бахшян с оговоркой относится к тем пунктам программ, против которых указано, что они не требуют финансирования. Аналогичная запись имеется против пункта “Работы, осуществляющиеся в направлении приведения в соответствие законодательства по проблемам лиц, имеющих инвалидность, положениям ООН”. По словам руководителя “Наследия”, если финансирование не предусмотрено, значит эти работы не будут выполняться. Но больше всего г-жу Бахшян потрясла фраза “не требует финансирования” в отношении пункта “Обустройство детей, оставшихся без родительской опеки, в учреждениях по опеке и защите детей, осуществление конотроля за их дальнейшей опекой”. “Не требует финансирования” и осуществление централизованного учета предоставления этим детям квартир. Это просто в голове не укладывается”,- добавила Анаит Бахшян.
Еще один примечательный факт: согласно годовой программе “Защита прав детей” 2009 года (в качестве приложения она включена в закон о бюджете будущего года), в рамках программы выделения квартир детям, оставшимся без родительской опеки, в 2008-ом квартиры должны получить 20 человек. “До конца года остался месяц. Я уже написала письмо министру соцобеспечения, которому задала вопрос: осуществлена эта программа или нет?”,- сказала г-жа Бахшян, выразив в то же время сомнение в том, что квартиры куплены.
Кстати, правительство отклонило предложение фракции “Наследие”, в котором говорилось: “Исходя из результатов сответствующего мониторинга, представить обоснование перечня финансирующейся за счет бюджета художественной литературы и издаваемой прессы”. Между тем несколько месяцев назад депутат фракции “Процветающая Армения” Наира Зограбян сообщила, что из госбюджета выделяются средства на периодику, которая либо не издается, либо издается очень редко.
P.S. Из госбюджета 2009 г. правительство выделило 422,5 млн драмов на приобретение 20 служебных автомашин. Верхний порог покупки одной машины составляет 12 млн драмов вместо предложенных фракцией “Наследие” 8 млн. “Я умножила 20 на макисмальную стоимость – 12 млн драмов и получила 240 млн драмов. Почему бюджетом предусмотрено 422,5 млн драмов, если предусмотрено купить 20 машин?” – спрашивает Анаит Бахшян.