В обвинительном заключении содержится выдвинутый прокуратурой термин “психоз”
1 декабря истек дополнительный срок, предоставленный Генпрокуратурой РА защитникам семи политзаключенных, арестованных в рамках дела о событиях 1 марта, для ознакомления с материалами уголовного дела. И пока адвокаты готовили ходатайства по материалам дела, вчера стало известно, что орган предварительного следствия уже направил дело в Ереванский уголовный суд и даже подготовил обвинительное заключение. Напомним, что по делу “Семи”, выделенному в отдельное производство, в качестве обвиняемых проходят Александр Арзуманян, Акоп Акопян, Григор Воскерчян, Сурен Сирунян, Шант Арутюнян, Мясник Малхасян, Сасун Микаелян. Все они обвиняются в организации или участии в “беспорядках, сопровождавшихся убийствами”, а Микаелян и Малхасян еще и в ношении “незаконного оружия”.
В описательной участи обвинительного заключения, составленного Особой следственной службой, помимо описания ранений, полученных 10-ю жертвами, и обстоятельств их смерти, имеются также вызывающие смех формулировки, в частности, ссылки на массовый психоз во время митингов, которые проходили 20-29 февраля на площади Свободы. “Выступления, вызывавшие у толпы желание не повиноваться, сопровождались музыкой национально-освободительного, воинственного характера, а в вечерние часы демонстрировались боевики, пропагандирующие насилие с тем, чтобы вызвать у собравшихся агрессию. Александр Арзуманян выступил с призывыми не подчиняться требованиям властей, распространяя ложные сведения о том, что проводившиеся в нарушении закона массовые мероприятия соответствуют букве закона…” Я как участница этих мероприятий не могу вспомнить какой-либо случай “показа боевика, пропагандировавшего насилие”, если, конечно, следственная служба не имеет в виду известный фильм Мэла Гибсона “Отважное сердце”.
Возвращаясь к делу “Семи”, отметим, что факт его передачи в суд координатор Центра правового содействия политзаключенным Армен Хачатрян назвал незаконным, имея в виду то, что в распоряжении защитников были сутки на представление ходатайств по материалам дела. Конечно, 27-28 ноября адвокаты 6 лиц, находящихся под предварительным арестом (за исключением Шанта Арутюняна), уже представили ходатайства о прекращении уголовного преследования в отношении своих подзащитных. “Мы также собираемся 2 декабря представить общее ходатайство о закрытии уголовного дела за отсутствием состава преступления”,- сказал вчера А.Хачатрян. По его словам, тем самым следственной группе предоставляется последняя возможность вынести справедливое и правильное решение – “закрыть это позорное, сфабрикованное уголовное дело”.
“В отношении каждой страницы этого уголовного дела, насчитывающего 20 тысяч страниц, можно представить несколько ходатайств. Но в данный момент мы “подсказываем”, ходатайствуем перед следственной службой о закрытии дела, поскольку если оно окажется в суде, мы будем касаться отдельно каждой страницы и не только укажем на допущенные грубые нарушения уголовно-процессуальных норм, но и докажем, что каждая буква этого уголовного дела является следствием спущенного властями заказа. В суде наша задача будет состоять не в защите политзаключенных, а в том, чтобы публично доказать абсурдность этого дела”,- подчеркнул Армен Хачатрян.
Когда еще не было известно о передаче дела в суд, координатор СПСП в беседе с корреспондентом “Аравота” подчеркнул, что после того, как защита представит ходатайство, на который орган предварительного следствия должен будет дать ответ, защитники воспользуются также предоставляемой законом возможностью и в случае необходимости будут иметь время обжаловать в судебном порядке решения следственной группы. Как защитники отреагируют на факт передачи дела в суд, станет известно сегодня.
Армен Хачатрян также заметил, что закон может вызвать определенные разночтения относительно 10-дневного срока для ознакомления судьи с материалами дела и принятия его в производство. Наш собеседник не считает реальным, что судья за 10 дней может ознакомиться с 41 томом дела. Но если по истечении этого времени судья примет решение, это уже станет основания для заявления отвода суду.
Наира МАМИКОНЯН