Лидер парламентской фракции Республиканской партии Армении Галуст Саакян предлагает “обновить” Совет Европы
— Сегодня очень многих волнует вопрос о том, какое решение будет принято на зимней сессии ПАСЕ относительно нашей страны. Очевидно, что на этот раз указанная европейская структура отнесется к Армении очень строго, возможно, нас даже лишат права голоса. Между тем некоторые Ваши коллеги заявляют, что лишение права голоса не трагедия.
— Не только Совет Европы, но и мы должны добиваться того, чтобы все международные структуры дали положительную оценку деятельности нашего государства. Мы стали членом СЕ не только ради больших политических целей, но и потому, что наш народ является носителем европейских ценностей и составляет часть Европы. Даже если бы мы не стали членом СЕ, наш путь все равно привел бы нас в Европу. Это нам завещала история. Я неслучайно сказал, что опять создают условия для того, чтобы мы двигались в сторону мусульманского мира и воспользовались этой цивилизацией.
— Что вы имеете в виду, когда говорите, что “создают условия для того, чтобы мы двигались в сторону мусульманского мира”?
— Например, геноцид. Я считаю, что если бы процесс ослабления увенчался успехом, геноцида бы не было. То есть мы – нация, твердо придерживающаяся европейских ценностей, а это означает развитие науки и техники. Благодаря в основном этим областям мы походим на европейцев и составляем часть европейских ценностей, а не только являемся их носитилями.
— Но ведь основную часть европейских ценностей составляет также институт прав человека. На Ваш взгляд, каково положение дел в этой сфере?
— Я бы сказал, что предстоит проделать очень большую работу, чтобы фактор прав человека действительно стал для нашего государства одним из наиболее основных и важных компонентов. Вместе с тем в духовном плане мы представляем собой нацию, которая проявляет добрые намерения к любому человеку. Что касается возможного лишения нас права голоса в ПАСЕ, то скажу следующее: если Европа пойдет по этому пути, то я начну думать, что Европа стала использовать двойные стандарты, а значит в СЕ что-то не так, и здесь существует необходимость в обновлении. Тем более, что последние шаги Мониторинговой группы вызвали серьезную напряженность не только в нашей стране, но и в регионе, в наших отношениях с Азербайджаном. В любом случае у нас свой путь, который нам нужно пройти. Необходимым фактором является также оценка Совета Европы, но я не думаю, что она представляет собой большую важность, чем внутренняя безопасность нашего государства.
— Простите, но “что-то не так” в Совете Европы или в нашей стране? Из Ваших слов следует, что у нас все нормально, но европейцы этого не замечают.
— Нельзя отождествлять страну и международную структуру. Совет Европы – это та структура, которая при обсуждении вопросов, связанных с выборами и поствыборными процессами, не должна руководствоваться двойными стандартами. Мы провели колоссальную работу в этом направлении, и те подходы, которые сформированы у нас, настолько глубоки, что не нуждаются во вмешательстве Совета Европы.
— Вам не кажется, что если часть арестованных (в рамках дела о событиях 1 марта. – ред.) будет освобождена, отношение этой международной структуры к нашей стране изменится?
— Даже освободив арестованных, нельзя будет стереть то, что произошло в нашей стране. Нам нужно найти выход и посредством обеспечения дальнейших процессов создать атмосферу стабильности. Я не думаю, что проявление отношения к личностям это серьезный государственный фактор или инструмент. Я считаю, что виновные должны быть наказаны, а те, кто не виноват, должны быть освобождены. Это могут установить только судебные органы.
— А Вы лично что думаете: виноваты Ваши коллеги-депутаты или нет?
— У меня субъективное мнение, поскольку я со всеми поддерживал близкие, дружеские отношения. Для меня до сих пор остается загадкой, как некоторые из них за одну ночь смогли повернуться на 180 градусов, если до этого были сторонниками тех же методов, что и мы?
— В ходе судебного процесса по “Делу семи” ваши коллеги пели фидаинские песни, а также пригласили вас, депутатов, присутствовать на судебных заседаниях. Вы пойдете?
— Я не одобряю их поведение, в том числе пение песен. Будет правильнее, если они проявят серьезный подход и дадут обществу возможность вынести оценки. Их поведение можно расценить как стремление добиться наказания для Армении. Я очень хочу, чтобы судебный процесс проходил так, как долен проходить. В этом случае очень многие депутаты, и в первую очередь я, примут участие в заседаниях и сделают все, чтобы общество услышало объективные объяснения.