Армянский Национальный Конгресс не питает доверия к служебным расследованиям, которые проводятся в уголовно-исполнительных учреждениях страны
23 декабря 2008 года стало известно, что содержащиеся в уголовно-исполнительном учреждении “Нубарашен” трое политзаключенных — член правления Армянского общенационального движения (АОД) Григор Воскерчян, Геворк Манукян и Армен Хуршудян, которые проходят по делу о событиях 1 марта, подверглись избиению со стороны сотрудников УИУ. А в начале этого года поступила информация о том, что насилие было применено и к Вардгесу Гаспари. О фактах избиения указанные лица, за исключением А.Хуршудяна, сообщили Защитнику прав человека Армении. При этом Геворк Манукян 24 декабря написал письмо, в котором описал то, что произошло с ним. Это письмо было адресовано не только омбудсмену, но и министру юстиции РА Геворку Даниеляну и Апелляционному суду. Отметим, что все трое политзаключенных подверглись избиению после того, как сотрудники УИУ уточнили, что они проходят по делу “1 марта”.
В связи с этими фактами Армянский Национальный Конгресс и Защитник прав человека РА выступили с заявлениями. Глава Минюста, хотя и опроверг представленные сведения, однако распорядился провести служебное расследование. Изучали долго. И вот вчера пресс-секретарь начальника уголовно-исполнительного управления Минюста РА Арсен Бабаян выступил с сообщением о результатах расследования. Армен Хуршудян дал объяснение о том, что 24 декабря, “согласно предварительной договоренности, его посетил адвокат, которого Хуршудян попросил добиться своего возвращения в прежнюю камеру. Хуршудян был возмущен тем, что его перевели в другую камеру, и сказал адвокату, что сотрудники УИУ разговаривали с ним грубо. Согласно объяснению Хуршудяна, ничего другого он адвокату не рассказывал, жалобу не подавал, а тем более не говорил, что его избили. Адвокат пообещал решить вопрос его перевода в прежнюю камеру. Спустя два дня Армена Хуршудяна вернули на старое место, после чего его посетили сотрудники офиса Защитника прав человека РА, которые интересовались тем, кто и когда применил к нему насилие. В объяснении Хуршудяна отмечается, что никто его не избивал, не ударял, не оскорблял и не унижал его достоинство. Он также добавил, что администрация УИУ всегда проявляла к нему нормальное человеческое отношение.
А вот Геворк Манукян, согласно сообщению пресс-секретаря, “в своем объяснении просил оставить без рассмотрения заявления, адресованные его адвокатом министру юстиции и другим должностным лицам, а также дать ему время для консультации с адвокатом”. Более того, выяснилось, что “в рамках служебного расследования объяснения аналогичного содержания представили также находящиеся в одной камере с Манукяном Саркис Асатрян, Ашот Наапетян и Эдуард Айвазян. Последние сообщили, чт “в ходе обыска Г.Манукян находился рядом с ними в коридоре и что в течение обыска, а также после этого его никто не ударял и не избивал”.
В декабре появились сведения о том, что руководство УИУ и лица, участвовавшие в избиении арестованных, потребовали от них взять обратно свои заявления о применении к ним насилия. По сведениям “Аравота”, именно поэтому Геворк Манукян, почувствовав себя в изоляторе незащищенным, объявил голодовку.
Очевидно, что результаты служебного расследования пресс-секретарь Арсен Бабаян представил выборочно и частично. Он ничего не сообщил об избиении Григора Воскерчяна и Вардгеса Гаспари, об унижении их человеческого достоинства. Судя по всему, сломить этих двух политзаключенных и добиться от них отзыва своих заявлений не удалось.
Вчера в беседе с корреспондентом “Аравота” координатор Службы правовой помощи политзаключенным Армен Хачатрян воздержался от комментариев по поводу официальной информации, отметив, что заявление об опровержении Хуршудяном факта своего избиения не соответствует действительности. В свою очередь координатор АНК Левон Зурабян заявил, что ни раньше, ни сейчас они не питают доверия к подобного рода “служебным расследованиям”. “Бессмысленно ждать установления истины в тех случаях, когда служебное расследование по фактам преступных действий проводят те, кто их совершил. Поэтому мы продолжаем требовать привлечения к ответственности всех виновных”,- сказал Л.Зурабян.
Кстати, 27 декабря представители офиса омбудсмена РА встретились с Гором Кочаряном, который был переведен из УИУ ”Нубарашен” в больницу для осужденных Минюста РА. Согласно сообщению офиса Защитника прав человека, на лице Кочаряна имелись синяки и царапины, однако он сказал, что получил эти повреждения в результате падения. “Защитник констатирует, что к арестованным было применено насилие, однако часть из них отказывается говорить об этом вслух, что является результатом атмосферы страха”,- заявили представители офиса омбудсмена РА.