Прекрасно осознавая, чем во внешнеполитической сфере обернутся для Армении последствия событий 1 марта, представители властей выражали недовольство международными организациями
В последующие после 1 марта дни представители различных международных организаций стали по очереди показывать Армении “желтую карточку”. Однако та часть армянского общества, которая в условиях чрезвычайного положения получала информацию от действующих СМИ, продолжала оставаться в неведении относительно той угрозы, перед лицом которой оказалась наша страна. Властная пропагандистская машина обошла молчанием тот факт, что 2 марта председатель ПАСЕ Луис-Мария де Пюч призвал власти Армении “проявить максимальную сдержанность и уважение к принципу толерантности. Объявленное чрезвычайное положение – крайняя мера и должна быть отменена как можно скорее. Блокирование участников мирных митингов и ограничение деятельности СМИ – не лучший ответ демократов тем, кто придерживается иных взглядов”. 3 марта генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис заявил, что “расследование должно сосредоточиться на выявлении исполнителей преступлений, а не использоваться для осуществления репрессий против политических оппонентов”. Он также призвал власти Армении обсудить вопрос о том, насколько оправданно введение ограничений. “Эти ограничения препятствуют политическому диалогу, который в нынешней ситуации является единственным путем поиска политического решения”,- заявил Дэвис. Общественности не сообщили и о призыве 4 марта комиссара по вопросам внешних отношений Евросоюза Бениты Ферреро-Вальднер” “освободить всех граждан, задержанных за реализацию своего права на организацию мирных собраний”.
Замалчивание, игнорирование подобных требований и предупреждений со стороны международных структур не распространилось только на заявление от 3 марта генерального секретаря ООН, о котором сообщил Второй телеканал. Однако в заявлении был пропущен адресованный властям Армении призыв Пан ги Муна предпринять шаги для возвращения к нормальной ситуации, “включая немедленную отмену чрезвычайного поожения”.
Несмотря на это, власти приступили к предназначенному для внутреннего потребления процессу нанесения контрудара по заявлениям, которы либо были обойдены молчанием, либо озвучены частично. Так, на пресс-конференции 4 марта пресс-секретарь президента РА Виктор Согомонян пояснил, какие факты и обстоятельства обязаны констатировать те, кто дает оценки произошедшим событиям. “В противном случае, чтобы остаться в рамках корректности, я могу лишь сказать, что эти заявления свидетельствуют о неосведомленности”,- заявил Согомонян. Вместе с тем помощник президента РА Виген Саркисян, выступая 4 марта в эфире Второго канала, развил тезис, введенный в обращение пресс-секретарем президента: “В заявлениях, звучащих в эти дни в Совете Европы, ОБСЕ, Еврсоюзе, содержатся формулировки, которые свидетельствуют о нехватке информации”. В качестве примера такой формулировки В.Саркисян привел утверждения о применении полицейскими непропорциональной силы. “Очевидно, что в данной ситуации не могло быть другой реакции, и мы в эти дни делаем все, чтобы рассказать нашим коллегам, как развивались события”,- сказал помощник Роберта Кочаряна. Вместе с тем он не исключил, что нехватка информации может и не быть причиной подобных заявлений: “Многим чиновникам, работающим в международных организациях, кажется, что они управляют миром. При этом они забывают, что государство-член международных организаций является учредителем этой организации, а не страной, уступившей часть своей автономии. Например, генеральный секретарь всемирно известного Совета Европы Терри Дэвис, чье отношение к этому региону мы знаем еще по его докладу о Карабахе (который тогда не был опубликован благодаря усилиям Армении). В своих заявлениях он пытается сделать все, чтобы доказать, что в случае с Арменией имеются проблемы более глубинного характера”. Далее Виген Саркисян сказал: “Мы очень хорошо осознаем, что те дела, которые будут расследованы в Армении в связи с этой ситуацией, в конце будут представлены для обжалования в Европейский суд по правам человека. Осознавая это, мы, разумеется, сделаем все, чтобы эти дела были расследованы в соответствии с правом и нашими международными обязательствами”. Интересно было бы сейчас спросить продолжающего занимать свой пост г-на Саркисяна: считает ли он соответствующим букве закона то обстоятельство, что орган предварительного следствия допросил всех, кто в тот период звонил Григору Воскерчяну, только по той причине, что данный телефонный звонок показался следователям подозрительным?
Подчеркнуем, что в администрации президента, судя по этому интервью, прекрасно понимают, что следует ждать вследствие всего этого. На вопрос журналиста “как скажутся эти процессы на имидже Армении с точки зрения пребывания в составе международного сообщества?” Виген Саркисян ответил: “Мы окажемся в ситуации, когда будем вынуждены, сделав небольшой шаг назад, вновь давать объяснения, вновь доказывать, что наши намерения и характер наших действий созвучны декларированным нами ценностям, а также тем ценностям, которые проповедуют эти организации”.
В те дни министр ИД Армении Вардан Осканян в свою очередь на пресс-конференциях уверял, что действующие в условиях чрезвычайного положения ограничения предусмотрены Конституцией Армении и международными конвенциями. По поводу заявлений международной общественности Осканян говорил: “Мы продолжаем работать со всеми, пытаемся доказать и заверить, что государство сделает все для проведения прозрачного и открытого расследования с тем, чтобы выявить виновных”. Пожалуй, излишне напоминать о том, что, хотя в последющие месяцы власти Армении продолжали работать с международными структурами, представлять доказательства, им так и не удалось убедить эти структуры. В результате мы сегодня оказались в положении, когда нашей стране по меньшей мере грозит получить “красная карточку” со стороны ПАСЕ.
И еще об одном обстоятельстве. На пресс-конференции 1 марта в резиденци президента РА, за считанные часы до открытия стрельбы по митингующим, Вардан Осканян заявил: “Я чувствую, что наступил критический момент. Если мы сейчас правильно сориентируемася, то выиграем”. После отставки Осканяна возглавляемый им фонд “Сивилатас” составил доклад под названием “Армения-2008: кризис и возможность”, в котором говорилось: “В результате событий 1 марта страна не только погрузилась в самый худший за последнее десятилетие политический кризис. Эти события также нанесли серьезнейший удар по стабильному, но неравномерному прогрессу демократии в Армении”.