пообещал председатель Мониторинговой комиссии ПАСЕ Серхий Холовати во врем обсуждения резолюций 1609 и 1620 по Армении
В Армении еще долго будут анализировать, почему ПАСЕ изменила свое намерение приостановить право голоса нашей делегации. Представим подробно, как обосновывали это изменение делегаты ПАСЕ. Но сперва предупредим, что не собираемся касаться чересчур оригинальных мотивировок, которых, кстати, было немало. Так, например, делегат из России Игорь Чернышенко (он представлял Группу европейских демократов), говоря о выполнении Арменией резолюций ПАСЕ, сообщил, что в декабре 2008 года он участвовал в мероприятиях, посвященных 20-ой годовщине Спитакского землетрясения, затем затронул тему Карабаха, после чего начал говорить о подвижках в отношениях с Турцией. А греческий депутат Аритотелис Павлидис сделал акцент на объединяющих армян и греков обстоятельствах: оба народа пережили геноцид, оба имеют диаспору и так далее.
А теперь перейдем к более конкретным мотивировкам. Выступивший от имени Объединенных европейских левых Бьорн Якобсен обусловил неприменение санкций тем, что хотя произошедшие в Армении события и продолжающиеся до сих пор процессы не сответствуют демократическим стандартам, “тем не менее со стороны Совета Европы было бы неправильно наказывать парламентскую делегацию за действия, ответственность за которые несет правительство”. Кроме того, по словам Якобсена, угроза лишить голоса сработала. ”Мы даем Армении больше времени на то, чтобы она сделала еще один шаг к демократии”,- добавил он.
Выступивший от имени Группы европейских демократов литовский депутат Эгидижюс Вареикис отметил: “Те, кто читал историю Армении, знают, что это великая нация, и мы должны это уважать”. Затем он сказал, что в Армении есть политзаключенные, проблемы с оппозицией и СМИ. Вместе с тем Вареикис заявил: “Мы не можем отказывать Армении. Вместо этого нужно сказать со всей серьезностью: если вы хотите быть в этом клубе и иметь права его члена, вы должны следовать нашим канонам”. Польский депутат Петр Вач тоже отметил, что в соответствии со стандартами Совета Европы в Армении есть политзаключенные.
Немецкий депутат Хольгер Хайбаз указал на важность обсуждения с точки зрения того, насколько принятое Ассамблеей решение будет соответствовать принятым ранее резолюциям. ”Есть признаки улучшения, но не являются ли они следствем внешнего давления? Это важный вопрос, поскольку от ответа на него зависит, какое воздействие будет способствовать прогрессу”,- сказал Хайбаз. Он напомнил также предыдущи решения ПАСЕ о лишении права голоса российской и грузинской делегаций, отметив, что если в случае с армянской делегацией Ассамблея примет другое решение, то ее обвинят в применении двойных стандартов. И только по этой причине Хайбаз согласился на внесенные в резолюцию изменения.
Депутат из Латвии Андрик Берзиньс сослался на следующую мотивацию: приостановление права голоса положило бы конец диалогу, между тем Совет Европы хочет улучшить ситуацию. Аналогичное объяснение дала украинский делегат Ольга Герасимюк. По ее словам, отмечая прогресс, ПАСЕ не должна забывать об имеющихся проблемах. “Важно, чтобы Армения оставалась частью диалога и смогла найти решения, приемлемые и для Республики Армения, и для Совета Европы”.
Венгерский депутат Матиас Йорси, касаясь вопроса о том, нужно ли наказывать делегатов парламента за провал работы правительством, провел следующую параллель: “Когда из-за Чечни в отношении российской делегации была применена санкция, мы спорили не вокруг вопроса о том, что делало российское государство в Чечне, а вокруг того, что члены Думы ничего в связи с этим не делали”. Йорси тоже коснулся вопроса двойных стандартов: “Пора признать, что двойные стандарты существуют. У меня трое детей, и по отношению к ним я использую двойные стандарты, поскольку мои дети разные. Очевидно, что государства-члены тоже применяют двойные стандарты”. По словам представителя Венгрии, он очень критически относился к Армении, особенно потому, что были жертвы. “А сейчас я вижу армян, которые в конечном счете пытаются услышать нас и следовать нашим рекомендациям, не всем, но большинству. До тех пор, пока мы будем замечать движение, нам нужно положительно реагировать на это и понять, можем ли мы оказывать им более эффективную помощь”.
Председатель Мониторинговой комиссии Серхий Холовати, напомнив о том, что в парламенте Армении создана рабочая группа, которая должна внести изменения в законодательство страны, сказал: “А разве она не могла выполнить свою работу в мае, июне, июле или даже в октябре и ноябре? Только в декабре? И это называется диалогом? Это больше похоже на монолог, адресованный Ассамблее, которая постоянно ставит вопросы”. Холовати также заявил: “Мнение Мониторинговой комиссии и Ассамблеи состоит в следующем: не удовлевторены имеющейся ситуацией и серьезно озабочены тем, что люди лишены свободы по политическим мотивам. Сейчас очередь за властями Армении. Они должны показать, что мы действительно находимся в состоянии диалога, а не монолога. Поэтому посмотрим, что произойдет в апреле”.
В предыдущей публикации мы уже приводили цитаты из выступления шведского депутата Мариетты де Пурбах-Лундин, которая осуществляла наблюдательскую миссию во время президентских выборов в Армении. Заметим, что именно она обратила внимание своих коллег на тот факт, что власти Армении освободили 16 человек всего за три дня до их обсуждения и что более 40 человек прдолжают оставаться в тюрьмах. “Мне кажется, власти Армении только пытаются выиграть время, чтобы армянская делегация не лишилась права голоса. Я сомневаюсь в наличии политической воли у властей Армении. Пользуется ли эта власть доверием? Я говорю: нет. У них было 6 месяцев на освобождение политзаключенных, но они этого не сделали”. Вместе с тем Мариетта де Пурбах-Лундин понимает, что Ассамблея стоит перед серьезной альтернативой: “Если право голоса армянской делегации бдет приостановлено, что будет с делегациями России или Грузии? Доверие к Ассамблее под вопросом. Двойные стандарты и нехватка принципиальности стали для ПАСЕ сигналом”.