заявил председатель парламентской комиссии по вопросам обороны, ВД и нацбезопасности Артур Агабекян, давая оценку ответу президента Армении главе МИД Азербайджана
— В Мюнхене президент Армении дал жесткий отпор министру иностранных дел Азербайджана, заявив, что Азербайджан осуществил агрессию против народа Карабаха. Как Вы, будучи генералом и участником Карабахской войны, оцениваете проявление подобной жесткости со стороны Сержа Саркисяна?
— Эти акценты нужно было расставить давно. Уже много лет Азербайджан терроризирует международную общественность своими постоянными угрозами возобновить военные действия. К сожалению, адекватного противодействия никогда не было. Конечно, мы всегда подчеркивали, что хотим решить карабахскую проблему мирным путем, в то же время давая понять, что в случае агрессии противник получит достойный отпор. Последняя мысль всегда подразумевалась, она не выдвигалась на первый план. Я рад, что президент страны, отвечая министру иностранных дел Азербайджана, сделал такие заявления. Азербайджан должен осознать, что агрессией и воинствующими призывами он не докажет свою готовность к мирному урегулированию проблемы Нагорного Карабаха. Более того, складывается впечатление, что власти Азербайджана, видя, что власти Армении слишком часто подчеркивают необходимость мирного решения проблемы, начинают видеть свою миссию в постепенном подталкивании Армении к такой ситуации, при которой у нее не будет альтернативы, и тогда мирное урегулирование наша страна начнет видеть только в рамках условий, навязанных Азербайджаном. В этом плане жесткий контрудар президента несколько запоздал.
— Почему Вы так думаете?
— В 1994 году международное сообщество признало, что Азербайджан осуществил агрессию против Нагорного Карабаха, и народ НК организовался и сумел навязать Азербайджану перемирие. Конечно, это навязывание сопровождалось освобождением территорий, потерями среди мирного населения, но при этом вооруженные силы Азербайджана были разгромлены, иначе этого мира или перемирия не было. Сегодня ситуация иная. Международное сообщество сомневается в вопросе о том, кто осуществил агрессию против Азербайджана — Армения или Карабах. Я думаю, наши дипломаты, учитывая последние жесткие высказывания президента страны, свои дальнейшие переговоры должны вести на основе этих принципов.
— Вчера в Армении спецпредставитель Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Горан Ленмаркер заявил, что в настоящий момент существует «золотая возможность» решить проблему Нагорного Карабаха. Согласны ли Вы как участник войны, как бывший заместитель министра обороны, как генерал с этим мнением?
— Я эту «золотую взможность» не вижу, поскольку и в Армении, и в Карабахе, и в Азербайджане существует очевидная вещь, которую замечает также международное сообщество: регион пока не готов к решению карабахской проблемы, к этому не готовы общества, власти, еще не проведена достаточная работа в направлении подготовки обществ к мирному урегулированию вопроса. Более того, население НКР, помимо арцахских и российских телеканалов, может также смотреть передачи нескольких азербайджанских телекомпаний. И люди видят, какая пропаганда осуществляется в ходе встреч азербайджанских чиновников с руководством Азербайджана, какие звучат призывы. Разве после этого мирный житель Карабаха может верить в готовность азербайджанского общества к мирному урегулированию.
— А что нужно сделать, чтобы общества оказались готовы к разрешению конфликта и в чем причина их неготовности?
— Переговоры по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха долгие годы проходили без реального информирования обществ. Но если власти Армении хотя бы посылали народу «мессиджи» относительно формата урегулирования, то в Азербайджане отец и сын Алиевы, каждый раз возвращаясь с переговоров, делали заученные заявления, суть которых состояла в следующем: нагорно-карабахская проблема должна быть решена в рамках территориальной целостности Азербайджана, а если этого не произойдет, то мы решим вопрос военным путем. Такие высказывания оказывают воздействие на народ.
— А что должны говорить наши власти, чтобы это оказало влияние?
— Армянский народ впервые добился победы, впервые освободил территории. Нашим историкам удалось восстановить то, что называется памятью, но наши власти не сумели сохранить достижения 1994 года. Эти обстоятельства, а также дальнейшее отстранение народа от участия в этих процессах привело к тому, что общество внешне начало проявлять безразличие к проблеме НКР. Однако последние события показали, что наш народ не готов потерять на дипломатическом поле то, что было завоевано кровью.