Его авторы – Служба национальной безопасности, Генпрокуратура и Кассационный суд РА
Фальсификация или подлог, осуществляемые в Армении на официальном уровне, явление не новое. Тем не менее, каждый раз, обнаруживая новую фальсификацию, мы удивляемся так, будто ничего подобного в нашей государственной системе не происходило. Так, наверное, отреагирует любой добропорядочный гражданин, узнав об очередной фальсификации. На сей раз обман был обнаружен в материалах угловного дела бывшего командира роты “Масис” и до недавнего времени политзаключенного Усика Багдасаряна. Он вышел на свободу в конце прошлого года, когда Кассационный суд принял решение об условном применении вынесенного ему наказания в виде лишения свободы на два года. При этом Кассационный суд счел “необоснованным” ходатайство его адвокатов признать незаконным обыск в доме Багдасаряна 26 февраля 2008 года, а также не считать доказательством обнаруженные в ходе этого обыска якобы незаконно хранившиеся 6 патронов. Напомним, что, согласно утверждениям адвокатов, 24 февраля 2008 года обыск в доме Багдасаряна был произведен в рамках уголовного дела, возбужденного следственным управлением СНБ РА по статье ”узурпация государственной власти” и на основе решения суда. И хотя соответствующее поручение было дано судом старшему следователю упомянутого управления СНБ Марукяну, последний в обыске не участвовал, хотя и был обязан. Обыск провели сотрудники Масисского областного управления Полиции РА. Напомним, что в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом в случае формирования следственной группы следователь имел право поручить следственному органу провести соответствующие мероприятия. Однако поручение это должно было быть оформлено в письменной форме, в виде документа, и, соответственно, содержаться в материалах уголовного дела Усика Багдасаряна. Однакого такого документа в указанном деле не было ни во время обращения в суд общих полномочий, ни во время обращения в Апелляционный суд. Вот почему защитники заявили, что и сам обыск, и добытые в ходе него доказательства являются незаконными.
И вот дней 10 тому назад Багдасаряну удалось получить в суде общих полномочий Араратской области все материалы своего уголовного дела, включая копию решения Кассационного суда. “Неожиданно выяснилось, что до принятия решения Кассационным судом, в промежутке между обращениями в Апелляционный и Кассационный суды, материалы дела были сфальсифицированы. Содержание страниц 9 и 10 было уплотнено до одной страницы, а на странице 10 появился не существовавший до этого новый документ – то самое следственное поручение о проведении обыска в моей квартире, которое старший следователь СНБ Марукян якобы дал управлению полиции Араратской области”,- сообщил У.Багдасарян. Именно на основании этого документа Кассационный суд посчитал жалобы его адвокатов “необоснованными”. “Если суд общих полномочий и Апелляционный суд в своих решениях просто указывали те статьи УК, согласно которым следователь имеет право давать поручение, то Кассационный суд в своем решении уже прямо ссылается на содержащийся в материалах дела документ, которого раньше не было. Заинтересованность в появлении такого документа должны были проявить три структуры – Служба нацбезопасности, прокуратура и офис Кассационного суда”,- отметил бывший политзаключенный. Очевидно, что все эти структуры сообща решили состряпать задним числом документ и до обращения Багдасаряна в Европейский суд по правам человека привести сфабрикованное против него дело в “божеский” вид, пытаясь узаконить допущенное беззаконие.
“Совершен служебный подлог. Основной акцент в своих жалобах я делаю на незаконности обыска, поскольку отсутствовал соответствующий документ. Его включение задним числом в материалы дела означает совершение служебного подлога. Мы обязательно обратимся в соответствующие органы и потребуем проведения расследования. А по поводу допущенного беззакония мы будем жаловаться во все возможные инстанции”,- сказал вчера в беседе с корреспондентом “Аравота” защитник Багдасаряна Вардан Зурначян. Он подчеркнул, что появление в материалах дела нового документа так легко не пройдет. По мнению защитника, это было сделано специально для того, чтобы в Кассационном или Европейском судах аргументы и жалобы защиты были либо опровергнуты, либо признаны необоснованными.
Сам Багдасарян дал следующую оценку выявленным фальсификациям: “Обвинение против меня было сфабриковано, и эти структуры попытались сделать все, чтобы мое дело стало созвучно диспозиции конкретной статьи”. Он выразил убежденность, что власти, которые с такой поспешностью и небрежностью сфабриковали против его товарищей дела по статьям 225 и 300 УК РА, сейчас пытаются сделать обратное, в том числе по “Делу семи”. По словам Багдасаряна, власти, якобы внося изменения в указанные статьи, в действительности пытаются приспособить их к обвинительному заключению по делу семи деятелей оппозиции.