Лента новостей
Новости дня

1 марта 2008 года был совершен государственный переворот

19 февраля,2009 00:00

заявил вчера координатор Армянского Национального Конгресса Левон Зурабян

Общественная комиссия по изучению событий 1 марта обнародовала свой очередной доклад, посвященный «беспрецедентному беззаконию», а именно факту использования в центре города против мирных демонстрантов тяжелой бронетехники и армейских сил. Это является беззаконием, поскольку пунктами 12 и 13 ст.55 Конституции РА четко установлено: вооруженные силы армии используются только в условиях военного положения. 1 марта 2008 года в нашей стране не было объявлено военное положение, а в условиях чрезвычайного положения использование армии не предусмотрено. «Унаследовав боеспособную и хорошо обученную армию, нынешние власти использовали ее не для противодействия внешним угрозам, а против собственного народа, с целью удержания власти с помощью грубой силы»,- говорится в докладе. Участие армии в мартовских событиях вчера подтвердили также в Министерстве обороны РА, но со следующей оговоркой: «В сответствии с разработанной начальником гарнизона ВС и утвержденной начальником Генштаба ВС программой мероприятий на случай объявления чрезвычайного положения подразделения ВС, входящие в состав Ереванского гарнизона, были вовлечены в мероприятия по охране объектов особого государственного значения».
А теперь обратимся к подкрепленному видеозаписями докладу, согласно которому, 1 марта около 14 часов на территории, прилегающей к памятнику Мясникяну, появилась бронемашина — БТР войск Полиции. «Решение властей использовать против мирных демонстрантов тяжелую военную технику с боевым пулеметом, что является «нарушением внутригосударственного законодательства и международных конвенций», по мнению авторов, было провоцирующим шагом, цель которого заключалась в том, чтобы подтолкнуть митингующих на непредсказуемые действия. Однако провокация властей провалилась благодаря тому, что митингующие во главе с депутатом парламента РА, а ныне обвиняемым по «Делу семи» Акопом Акопяном проявили здравомыслие и вывели бронетехнику с указанной территории. Соавтор доклада Владимир Карапетян подчеркнул, что именно вывод БТР против мирных демонстрантов вызвал у них естественную и законную реакцию — обеспечить необходимую защиту, что предусмотрено ст.42 УК РА: «После 14 часов собравшиеся у памятника Мясникяну граждане, защищая свою личную неприкосновенность, неприкосновенность, здоровье и жизнь своих близких и других граждан, прибегли к самозащите, что является активным, а не пассивным правом».
В докладе затронут также факт вооружения в присутствии представителей правоохранительных органов и военных молодого человека в гражданской одежде. Согласно Специальной следственной службе, это был водитель Министерства обороны, который временно имел при себе оружие, закрепленное за старшиной колонны МО. «Нам удалось выяснить, что водитель служил в воинской части в одном из приграничных районов. Если учесть, что после полудня в Ереване находилось более 50 пассажирских и грузовых машин Минобороны со своими старшинами, можно с уверенностью утверждать, что после полудня 1 марта в действия правоохранительных органов были вовлечены несколько десятков вооруженных представителей МО и подразделения МО»,- говорится в докладе.
Комиссия также располагает видеозаписью, из которой следует, что против мирных митингующих были выведены и сотрудники Военной полиции, которые осуществляли вооруженные действия. Между тем это является грубым нарушением закона «О военной полиции». Вопреки распространенному вчера сообщению Минобороны о том, что «в действия были вовлечены исключительно подразделения ВС, входящие в состав Ереванского гарнизона», комиссия представила видеоматериал, полученный от Reuters, который свидетельствует о том, что около 20 часов 1 марта из Ванадзора в Ереван направилась колонна тяжелой боевой техники, которая около 2 марта около 1.30 ночи оказалась в центре Еревана. «Ближайшими областями, откуда этим путем можно доставить БМП-1, являются Лори или Тавуш, где дислоцирован 3-ий армейский корпус РА»,- отмечается в докладе. По словам военных экспертов, для того, чтобы добраться в Ереван, гусеничной технике требуется по меньшей мере 8 часов, следовательно бронемашины вышли из приграничных районов до объявления чрезвычайного положения. Незаконный приказ о переброске в Ереван тяжелой бронетехники был отдан после полудня 1 марта»,- заявил В.Карапетян. Напомним, что на тот момент о совершении митингующими «массовых беспорядков» или «узурпации оппозицией государственной власти», а значит об объявлении чрезвычайного положения не могло быть и речи.
Общественная комиссия пришла к выводу, что переброска 1 марта армейских подразделений в центр Еревана явилась серьезнейшей угрозой государственной безопасности. Наряду с «неординарными обстоятельствами», изучение которых продолжается, это также означало ослабление контроля на границе РА, чем воспользовались азербайджанцы, организовав провокации. Под «неординарными обстоятельствами» авторы доклада имеют в виду участие в событиях карабахских военнослужащих.
Комиссия намерена обжаловать в суде вопрос использования во время чрезвычайной ситуации Вооруженных сил Армении. А пока члены комиссии обратились к Защитнику прав человека РА с просьбой оспорить в Конституционном суде конституционность приказов об использовании армии 1 марта. Комиссия также обратилась в группу по сбору фактов относительно событий 1 марта с предложением изучить эти материалы и определить, содержат ли действия по вовлечению армии во внутриполитические и избирательные процессы состав преступления, предусмотренный ст.300 УК РА, в частности признаки насильственного удержания государственной власти, или есть ли основания расценивать произошедшее как военный переворот. Вчера об этом заявил координатор Армянского Национального Конгресса Левона Зурабян. Он также подчеркнул, что «1 марта был совершен государственный военный переворот».

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать