Такой, вероятно, будет позиция власти по “Делу семи”
В интервью “Аравоту” председатель парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам Давид Арутюнян, объясняя, почему колиция сочла нецелесообразным оставить без изменений части 1, 2 и 4 статьи 225 УК РА (напомним, что группа по разработке изменений в УК предложила ввести в ч.1 ст.225 понятие “массовые беспорядки”, а в ч.2 уточнить понятие “исполнитель”), сказал:
“Заруи Постанджян и ряд других юриств представили свое мнение, согласно которому внесение изменения в диспозицию, то есть в описательную часть, само по себе означает установление новой ответственности, и только на этом основании необходимо прекратить уголовное преследование. Этот вопрос я попросил прокомментировать Венецианскую комиссию СЕ. Сам я категорически не согласен с таким подходом, но поскольку он существует, то коалиция решила в данный момент воздержаться”. Не являются ли эти слова подтверждением того, что коалиции твердо намерена не вносить изменение, в результате которого проходящие по “Делу семи” оппозиционеры могут оказаться на свободе? На этот вопрос мы попросили ответить представителей партии “Наследие” и коалиционных сил. Вот мнение депутата парламентской фракции “Наследие” Заруи Постанджян: “Могу сказать, что этой позиции придерживается не только коалиция, но и генпрокурор РА. Он осознает, что если эта статья изменится, то тем самым выдвинутое обвинение перестанет действовать. Таково требование Конституции”. Постанджян также добавила, что подход властей состоит в том, чтобы не дать повод для прекращения преследований. “Они могли воспользоваться другими средствами, например, амнистией – президент РА таким полномочием обладает, Национальное Собрание тоже может принять решение об амнистии. Но они этого не сделали. Сейчас их задача состоит в том, чтобы показать Совету Европы, что они действительно хотят освободить людей посредством внесения изменений. Вместе с тем они оставляют лазейку, чтобы иметь возможность держать их под арестом”.
Депутат фракции “Оринац еркир” Арцруни Агаджанян, являющийся одним из соавторов законопроекта о внесении изменений в Уголовный кодекс РА, на наш вопрос ответил отрицательно. “Предварительный вариант содержал изменения для упомянутых частей ст.225. Просто в дальнейшем, поскольку и оппозиция, и нейтральные юристы представили свои подходы, определение массовых беспорядков не вошло в документ, и мы оставили все так, как есть”. В ответ на наше замечание о том, что г-н Агаджанян имеет в виду рабочую группу, а наш вопрос касается подходов коалиции, он отметил: “Рабочая группа сформирована из представителей коалиции — четыре члена рабочей группы представляют четыре коалиционные силы. То есть то, что было представлено рабочей группе, отражало подход коалиции. Мы предложили изменения, но из-за отсутствия в ходе обсуждений консенсуса решение данного вопроса пришлось отложить до получения заключения Венецианской комиссии”.
С нашим вопросом не согласился и вице-спикер Национального Собрания РА, член фракции Дашнакцутюн Грайр Карапетян. “Наоборот,- сказал он, — я думаю, что одна из причин выдвижения коалицией такой инициативы состояла как раз в том, чтобы облегчить все те судебные процессы, которые идут после событий 1 марта”. Облегчить, возможно, и хотят, но не хотят, чтобы эта инициатива привела к прекращению политических репрессий, заметили мы. В ответ г-н Карапетян сказал: “Речь идет об уголовных преследованиях. Вы не найдете ни одну демократическую страну, в уголовном кодексе которой не было бы подобных статей – если люди действительно посягают на суверенитет, на государство и так далее. Политических статей быть не должно, но уголовные статьи нельзя изымать, в противном случае подобные преступления захлестнут нас”.
Депутат фракции “Процветающая Армения” Наира Зограбян, комментируя мнение о том, что коалиция не хочет вносить какие-либо изменения, которые могут привести к освобождению обвиняемых по ст.225, сказала: “Я так не думаю. Вы знаете, что в адресованном ПАСЕ последнем письме главы парламента была высказана мысль о том, что эти изменения коснутся лиц, арестованных в связи с событиями 1-2 марта. И резолюция 1643 ПАСЕ, и письмо спикера парламента содержат четкий мессидж, согласно которому изменения в статьи 225 и 300 должны отразиться на обвинении по “Делу семи”. Я не располагаю всей информацией о том, почему эти части ст.225 решено оставить без изменений, но, тем не менее, я надеюсь, что отредактированные и переформулированные статьи обязательно дадут основание для пересмотра прокурором обвинения по “Делу семи”.
А вот что сказал по поводу нашего вопроса лидер фракции Республиканской партии Галуст Саакян: “Всем хочется, чтобы не было состава преступления, чтобы все вышли на свободу. Но парламент не должен выступать в роли судьи. Мы просто даем возможность внести уточнения, благодаря чему оценка итогов судебного процесса станет для общества более доказанной. Поэтому я не считаю, что в данный момент можно говорить о том, какое воздействие окажет на “Дело семи” внесение изменений в УК. Но во всяком случае я считаю, что воздействие окажет, причем в положительном плане”.