Лента новостей
Новости дня

Поставгустовкие Армения и Азербайджан

17 марта,2009 00:00

Как и ряд других стран, Армения и Азербайджан сегодня вынуждены больше всего считаться с последствиями российско-грузинской войны и международного финансово-экономического кризиса. Армения и Азербайджан, тесно привязанные друг к другу Карабахским конфликтом, стремятся не просто выйти из сложившейся сложной геополитической экономической ситуации с миниальными потерями, а ни в коем случае не уступить в этом друг другу. Приведенными ниже интервью мы начинаем опрос армянских и азербайджанских деятелей, аналитиков и экспертов по теме «Армения и Азербайджан после августовской войны». Интервью по этому же принципу, т.е. предсталять читателям беседы с армянскими и азербайджнскими специалистами вокруг одних и тех же вопросов, публикуюся также в бакинской газете «Новое время» (www.novoyevremya.com).
Эти материалы подготавливаются в рамках проекта нашего центра и Института мира и демократии (Баку), который реализовывается при поддержке международной организации «Ресурсы примирения» (Conciliation Resourses).

Исследовательский центр «Регион»

По части Армении и Азербайджана вовлеченность США уравновешенная

\"\"

Интервью с ответственным по вопросам внешних отношений Армянского Национального Конгресса (АНК) Владимиром Карапетяном

— Какие из произошедших в последнее время в регионе событий, процессов оказывают (или могут оказать) наибольшее воздействие на Армению?
— Не буду оригинальным, если скажу, что августовская война в Грузии была поворотной, и во многих вопросах она предопределила дальнейшие процессы в нашем регионе. Прежде всего, Россия сделала заявку на повышение своей роли и своего значения в регионе. Во-вторых, мы оказались в еще большей неопределенности из-за процесса признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. В третьих, это – перспективы развития наши? отношений с Грузией и Россией.

С учетом подписанного документа Московская встреча С. Саркисяна и И. Алиева также имела важное значение для урегулирования Нагорно Карабахского конфликта. Известно, что после 1994 года не был подписан ни один документ без участия всех сторон конфликта. Мне не понятно, почему наши власти пошли на такой шаг, не получив взамен ничего? Хотя и были заявления о том, что Азербайджан тем самым взял на себя какие-то обязательства по мирному решению конфликта. Но фактом является то, что эти обязательства растворились в воздухе, и в действительности Азербайджан продолжил после этого свое агрессивное поведение. Иными словами, этот документ ничего не дал Армении, а вот всему миру, сопредседателям, Азербайджану было продемонстрировано, что в принципе могут подписываться документы, касающиеся Нагорного Карабаха и без участия НКР.
Думаю, все это — довольно важные события.
Конечно, Московская декларация имела свои последствия, и в этой связи хочу зафиксировать, что Азербайджан не прекратил свои неконструктивные действия. На фоне зависших над Арменией туч и угроз санкций в СЕ, Азербайджан чувствует себя более уверенно в международных организациях. В конце декабря прошлого года Азербайджан распространил два документа в ООН, в течение 2008 г. были приняты два про азербайджанских документа в рамках ООН и ПАСЕ, что дает ему возможность еще больше затянуть мирный процесс.

Война определенно активизировала и армяно-турецкие взаимоотношения. Турция приняла приглашение Армении, и президент Турции посетил Ереван. После этого были довольно активные общения между различными должностными лицами обеих стран, инициатором которых, как в течение последних 6-7 лет, была Турция. До президентства Сержа Саркисяна власти Армении сдержанно подходили к вопросу принятия приглашений для этих встреч, так как четко осознавали, что сегодня Турция не готова открыть границу с Арменией, установить дипломатические отношения, Турция подчиняет эти встречи своим интересам — препятствуя признанию геноцида третьими странами, позиционируя себя как конструктивной, даже посреднической стороны, готовой урегулировать армяно-турецки? взаимоотношения в будущем. Благодаря подобной политике Турция нейтрализовала давления со стороны ЕС, других европейских структур, которые связанны с необходимостью урегулирования отношений с соседними странами. Сегодня Турция может всем «доказать», что с Арменией у нее идет «процесс примирения», но в реальности не сделать ни одного шага для открытия границ и установления дипломатически? отношений. В отличие от властей, действующих при Кочаряне, нынешние власть имущие пошли навстречу всем инициативам Турции и проводят встречи на различных уровнях. Эти встречи каких-либо результатов не дали, и Турция продолжает получать дивиденды, пользоваться ситуацией представляясь перед США, ЕС и международным сообществом с конструктивных позиций.

— Что характеризует в большей степени политику России и США в отношениях с Арменией на сегодняшний день, и насколько эта политика изменилась после августа 2008 года?
— Я не вижу каких- либо коренных изменений, также и особой заинтересованности странами Южного Кавказа сейчас. В то же время, Россия очень активна во взаимоотношениях с Турцией. Думаю, что последний визит президента Турции в Россию (февраль 2009 г. — ред.) был очень значимым событием. Фактически Россия признала «особые интересы» Турции в Южном Кавказе, что, пожалуй, будет иметь некоторые последствия.

Что касается США, то смена администрации также имела определенное воздействие в плане активности. В то же время, в нашем регионе Америка верна своим провозглашенным внешнеполитическим принципам. Установлены отношения стратегического союзничества с Грузией, есть нормальные отношения с Арменией, думаю, таковы отношения и с Азербайджаном. По части Армении и Азербайджана вовлеченность США в регионе уравновешенная. Что касается Грузии, то здесь есть одно обстоятельство, о котором обычно мало говорится. Это — готовность обеих сторон углубить свои взаимоотношения. Т.е., Грузия сама провозгласила западный путь как приоритетное направление по отношению ко всем остальным векторам. Грузия сама стремится установить такого рода отношения, и то, какие будут отношения с разными странами, зависит не только от самой Америки.
В свою очередь Армения в течение долгого времени пользовалась тем пониманием, которое есть в Москве и Вашингтоне, и никто (ни Россия, ни США) не ставил Армению перед выбором кого-либо. Думаю, что этот подход к Армении сохранится и впредь, и не будет таких ситуаций, когда Армения должна будет выбирать. Такой угрозы сегодня я не вижу.

— Каковы главные уроки августовских процессов 2008 года для Армении с Вашей и с официальной точки зрения?
— Уроки заключаются в следующем: в условиях вспыхнувшей в регионе войны руководитель соседнего государства не имеет права целыми днями находиться за тысяча километров. Думаю, было не правильным то, что Серж Саркисян в свое время не вернулся сразу с олимпийских игр и не проявил заинтересованной позиции. С первых же дней должно было быть заявлено об отношении Армении к сложившейся ситуации, продемонстрированы озабоченность, беспокойство и готовность оказать различную гуманитарную помощь. Мы должны были заявить о готовности принять раненых, пострадавших, независимо от того, какую сторону они представляют и как пострадали. Напомню, что первое заявление было сделано только через неделю после начала войны. В то же самое время, я считаю положительным тот факт, что Сержу Саркисяну удалось проявить сбалансированный подход к противоборствующим сторонам.
Второй вывод заключается в том, что мир в регионе весьма зыбок, и он может быть нарушен в любой момент. В регионе есть несколько игроков, и развитие процессов зависит не только от Еревана и Баку. Боевые действия могут начаться в любой момент. Мы должны держать в постоянной готовности наши вооруженные силы (хотя имею информацию и уверен, что это так), наша дипломатия должна быть более активной, чтобы по возможности были предупреждены нежелательные для нас развития. И, конечно, среди уроков, нужно упомянуть о поведении, откликах международного сообщества на известные события. Это также нуждается в анализе и соответствующих оценках. Но (во всяком случае, для меня) первый и самый главный вывод заключается в том, что свои проблемы мы должны решать самостоятельно.

— Насколько долгосрочным может быть турецко-российское сближение, и как оно может повлиять на Армению и Азербайджан?

— Это очень актуальный вопрос. В последнее время Россия играет большую роль в армяно-турецких отношениях, в существующем диалоге. Сегодня Россия проявляет большую активность. У России и Турции есть свои интересы в регионе, которые, естественно, не концентрируются только на Армении. Думаю, что такое российско-турецкое приближение взволновало также и других игроков, имеющих свои интересы в регионе. И это — новое событие, нуждающееся в оценке. Никогда еще не было подобного совпадения интересов Турции и России. Такая ситуация для нас является и вызовом, и в то же время — возможностью. И воспользоваться этими процессами могло бы только государство с крепкой, грамотной дипломатией и стабильной внутриполитической ситуацией.

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать