спрашивает правительство и Центральный банк Армении член комиссии по экономическим вопросам Армянского национального конгресса Ваагн Хачатрян
— Руководители Центробанка попытались опровергнуть утверждения оппонентов о том, что они не спрогнозировали возможные отрицательные процессы в условиях кризиса, и пытались ввести в заблуждение общественность. Вы с этим согласны?
— Я считаю, что на самом деле они повели себя нечестно. Они и сейчас ведут себя нечестно, поскольку не объясняют рядовым гражданам, предпринимателям, что в действительности происходит. К сожалению, правительство во главе с премьером не соблюдает правила игры. В частности за последние 4 месяца было сделано все, чтобы не сказать правду. Те, кому нужно знать истинное положение экономики Армении, чтобы проводить анализ, знают, где искать эти данные – на сайте Центробанка, в статистической службе, министерстве финансов, налоговой службе и т.д. Но простым гражданам и представителям сферы бизнеса эту информацию следовало предподносить в доступной форме. В этом плане ЦБ не чувствовал никакой ответственности перед обществом и занимался только анализом. Между тем после ознакомления с пресс-релизом Центробанка от 13 октября, с решением по программе денежно-кредитной политики и решением совета ЦБ от 1 октября о проекте госбюджета на 2009 год хочется дать только один совет: подайте в отставку, поскольку по бюджету нельзя представлять такое заключение. В октябре, когда прогнозы о рисках, обусловленных кризисом, содержались даже в их аналитических исследованиях, в бюджете на 2009 год был спрогнозирован 9-процентный экономический рост. Однако всем было ясно, что уже с января 2009 г. экономического роста вообще не будет. Наоборот, в Армении, как во всем мире, наблюдается экономический спад.
Если мы говорим о честности, то должен указать и на проблему, связанную с бюджетом. Бюджет не выполняется, существует проблема сбора доходов. Почему они не говорят всю правду о том, что не смогут выполнить бюджет? Премьер не исключает возможность пересмотра расходной части бюджета. Он просто отметил: “В будущем мы сориентируемся, учитывая показатели экономического роста и экономическое положение”. Пересмотресть расходную часть бюджета следовало еще в декабре или январе, поскольку дополнительные и бессмысленные расходы осуществляются каждый день. В 940-миллиардном бюджете оборонные расходы составляют 148 млрд, социальные расходы, пособия и пенсии – 243 млрд, а расходы на зарплату – 65 млрд. Это и есть приоритетные расходы. А что говорит правительство? 135 млрд драмов, предусмотренных на расходы сейчас, переносятся на 4-ый квартал. Что это за расходы, непонятно. Поэтому мы и говорим: представляйте ситуацию нормально.
— После того, как 3 марта ЦБ заявил о возвращении к политике плавающего курса валюты, Вы, как и многие другие, задали вопрос: а когда это ЦБ заявлял об отказе от этой политики? Между тем в Центробанке напомнили, что 20 января Артур Джавадян признался, что на фондовой бирже предпринимаются шаги для обеспечения стабильности валютного курса. Позволяет ли это заявление утверждать, что председатель ЦБ признал, что они временно отказались от политики плавающего курса?
— Нет, это тоже свидетельствует о намерении не говорить всю правду. Можно было сказать, что в условиях кризиса осуществляется переход к политике фиксированного курса. Но они этого не сказали, что доказывает мое утверждение об их нечестности. И что получилось в результате их вмешательства? Внешние резервы сократились на 780 млн долларов. Рассказывали сказки о золоте – мол, необходимо было продать золотые запасы, это было эффективно и так далее. А что сейчас они скажут? Исходя из какой необходимости, они с ноября без объявления перешли к фиксированному курсу? Заявление Артура Джавадяна явилось также признанием их неспособности влиять на финансовый рынок. От вмешательства ЦБ выиграли только олигархи-импортеры, некоторые банки и те, кто имеет дело с российским капиталом. Интересно было бы знать, какие организации или частные лица приобрели доллары на биржевых торгах.
— И все же, справедливо ли обвинять ЦБ и правительство в том, что их прогнозы и расчеты оказались нереальными, если, как отметил премьер Тигран Саркисян, за последние 3 месяца даже Всемирный банк и Международный валютный фонд четырежды меняли свои прогнозы относительно показателей 2009 года?
— Хорошо, что он хоть сейчас говорит о кризисе, поскольку тех, кто предупреждал об этом в октябре, чуть было не провозгласили предателями, заявив, что они говорят о несуществующем в Армении явлении. Они утверждали, что первый этап кризиса нас обошел. На самом деле понятно, что сегодня невозможно давать 100-процентные прогнозы и заключения. Но вернемся к их нежеланию говорить всю правду. В ноябре-декабре нетрудно было спрогнозировать, что у нас не может быть такого бюджета. Как можно было планировать 940-миллиардный бюджет, если в прошлом году они не собрали даже 800 млрд. Могли ведь сказать: уважаемые граждане Армении, наши расчеты показывают, что в этом году экономического развития быть не может или что рост составит 1 процент. Сейчас я хочу спросить: почему вы нас обманываете? Почему заставляете граждан не верить вам?