Во всяком случае так уверяют его родные
Проходящий по “Делу семи” политзаключенный Шант Арутюнян 17 марта был переведен из уголовно-исполнительного учреждения “Вардашен” в психиатрическую клинику “Нубарашен” Министерства здравоохранения РА, где, согласно решению от 9 марта судьи суд первой инстанции столичных муниципалитетов Кентрон и Норк-Мараш Мнацакана Мартиросяна, должна быть проведена стационарная судебно-психиатрическая экспертиза подсудимого. Напомним, что в тот же день решением суда производство уголовного дела в отношении Арутюняна было приостановлено до получения результатов медицинской экспертизы. Учитывая содержащуюся в официальном пресс-релизе фразу “…пока он поправится”, надо полагать, что суд заранее знает, какими будут результаты экспертизы в отношени Шанта Артуюняна. Тем не менее, решением суда комиссия экспертов упомянутой клиники должна дать ответы на следующие вопросы: “Страдал и страдает ли Ш.Арутюнян каким-либо психическим заболеванием? Если да, то с какого времени и каким заболеванием? Является ли оно хроническим душевным недугом или другим тяжелым заболеванием, которое лишило или лишает его возможности осознавать фактический характер и значение своих действий (бездействия)? Находился ли он в момент совершения приписываемого ему преступления – “организации массовых беспорядков сопровождавшихся убийствами” – в невменяемом состоянии, которое лишило его способности осознавать опасность своих действий или управлять ими или нет? Является ли Шант Арутюнян в настоящий момент вменяемым или нет, нуждается ли он в принудительном лечении, может ли он в своем нынешнем состоянии здоровья являться в суд и отвечать на вопросы?”
Между тем начиная с 17 марта родные политзаключенного фактически лишены возможности видеться с ним. Вчера в беседе с нами жена Шанта Рузан Бадалян сказала, что врачи психиатрической клиники отказывают ей в свидании с мужем, утверждая, что для этого требуется разрешение судьи Мнацакана Мартиросяна. Еще несколько дней назад родные Шанта Арутюняна с тревогой сообщили о том, что он находится в крайне тяжелом состоянии. Встретиться с Шантом не разрешили даже представителям правозащитных организаций и депутатам Национального Собрания. Речь, в частности, идет о руководителе армянского офиса Хельсинкской международной ассоциации Микаеле Даниеляне и депутате парламентской фракции “Наследие” Ларисе Алавердян. Однако в беседе с нами М.Даниелян сообщил, что несколько дней назад он действительно собирался встретиться с Шантом, но поскольку в тот момент эксперты были заняты, он не стал обращаться для получения разрешения на свидение. Вместе с тем правозащитник отметил, что в ближайшие дни намерен попросить встречи с Арутюняном. В свою очередь Лариса Алвердян сообщила, что ей не отказывали в свидании с политзаключенным, просто существует определенная процедура, которой депутат пытается придерживаться.
Что касается общественного защитника Карена Манучаряна, выделенного Ш.Арутюняну решением суда от 9 марта, то он не может видеться с Шантом по той причине, что тот сам отказался от услуг адвоката. Жена политзаключенного сообщила, что для встречи с Шантом они 24 марта обратились к судье Мартиросяну с заявлением. Однако решение этого вопроса суд перекладывает на врачей клиники, а те – на суд.
“Аравоту” стало известно, что вчера Шант Арутюнян написал жалобу, в которой потребовал дать ему возможность встретиться с родными. Кто является адресатом этого заявления – суд или администрация больницы, пока неизвестно. О состоянии здоровья Шанта родные знают лишь то, что лекарства он не получает и принимает только домашние передачи. Тем не менее Рузан Бадалян продолжает утверждать, что ее муж в психиатрической экспертизе не нуждается, что его просто не надо провоцировать и толкать на те или иные действия. По словам Рузан, беспокойство Шанта за собственную безопасность и безопасность членов своей семьи еще не означает, что он болен. “Да, он мнительный, это осталось еще с советских времен и было обусловлено тем, что он рос в семье диссидента и на себе испытал постоянное давление со стороны КГБ”,- сказала Р.Бадалян.
Сейчас трудно сказать, как долго Шанта Арутюняна продержат в клинике “Нубарашен”. Родным сообщили, что экспертиза продлится 24 дня. Какое заключение дадут врачи, неизвестно. Наверное, это будет зависеть от воли властей.