Трудовая социалистическая партия Армении представила заявку на участие в выборах мэра Еревана. На вопросы “Аравота” отвечает лидер партии Мовсес Шахвердян
— Когда в последний раз ТСПА участвовала в выборах?
— Наша партия один раз уже сделала шаг к самостоятельному участию в выборах – на внеочередных президентских выборах 1999 г. мы выдвинули и поддержали кандидатуру Карена Демирчяна. Огромный объем агитационной и организационной работы был проделан при содействии нашей партии.
— Но ведь Карен Демирчян был выдвинут в порядке гражданской инициативы.
— Потому что позже было решено, что в плане “пиара” так будет целесообразнее. Ни в 96-ом, ни в 98-ом, ни когда-либо мы не шли и не пойдем на шаги ради самоцели. Помогая и содействуя Карену Демирчяну вернуться в политическое поле, мы надеялись на реализацию определенных программ: в частности, уточнить политическое поле, перевести политическую борьбу из плоскости личных отношений в поле соперничества идей. К сожалению, этого не произошло, поскольку после тех президентских выборов тоже возникла сложная ситуация и была создана Народная партия Армении. Конечно, с моего согласия.
— Почему, ведь Вы отметили, что играли большую роль в вопросе принятия решений Кареном Демирчяном?
— Разумеется. И во время выборов, и потом любое решение принималось нами по обоюдному согласию. Все близкие были в курсе, просто об этом не говорилось вслух. Карен Демирчян был достаточно мудрым чепловеком и очень хорошо представлял ситуацию, роль людей, работу, которую они выполняли. Во время нашей беседы, которая состоялась сразу после президентских выборов, Демирчян сказал мне буквально следующее: “Мне 66 лет, во время следующих президентских выборов мне будет 71. В этом возрасте я не войду еще раз в политическое поле. Мой последний шанс – парламентские выборы 1999 г. Сейчас вокруг нас объединились анархисты, монархисты, капиталисты, социалисты, коммунисты. Согласна ли ваша партия вобрать их всех?” Я ответил: нет. “В таком случае,- сказал он, — чтобы не потерять весь этот электорат, дай мне возможность в прагматических целях создать Народную партию Армении, которая не будет иметь идеологии, кроме использования во время парламентских выборов электората президентских выборов. Мы пойдем на выборы единым списком, а после выборов подумаем, как объединить две партии, хотя бы под названием народно-социалистической”. В той ситуации это был нормальный подход, и я согласился.
Мне было известно и о переговорах с Вазгеном Саркисяном. И если мы молчали и молчим, это не значит, что мы не знаем. В последний момент было решено, что НПА и Республиканская партия будут участвовать вместе, но Вазген Саркисян сказал: поможем социалистам участвовать в выборах самостоятельно. Потом возникли технические вопросы, и мы не приняли участия в выборах. Нам пообещали вовлечь в исполнительную власть, но произошла трагедия 27 октября, и все эти программы остались нереализованными. В политическом смысле это, конечно, стало большим ударом по нашей партии, поскольку все наши программы и планы мы связывали с именем и деятельностью Демирчяна. Не стало Карена Демирчяна, и мы вынуждены были замолчать и думать о том, что будем делать дальше.
— И к чему вы пришли за эти годы, если сейчас решили участвовать в выборах в совет старейшин и на пост мэра Еревана?
— Мы подумали, что перед армянским государством и армянским народом стоят определенные задачи. Они не были решены действующими партиями, и мы опять попытаемся по мере сил повлиять на процессы. Мы не были готовы участвовать в президентских выборах 2008 года, да и ситуация была не та. А участие в выборах мэра нам очень выгодно, поскольку мы думаем, что выборы должны проводиться по пропорциональной системе. Выборы мэра такую возможность предоставляют.
— Вам не кажется, что тем самым ущемляется право избирателей на прямое избрание мэра и право беспартийных быть избранными?
— Я согласен с тем, что переход к 100-процентной пропорциональной системе должен был начаться с парламентских выборов. Но если во время выборов в НС этого не сделали, то пусть сделают на выборах мэра Еревана, поскольку это не просто выборы в органы местного самоуправления. Все мы знаем, какое значение имеет Ереван для Армении, в какой политической ситуации проходят нынешние выборы. В данный момент это правильно.
— Высказывается мнение, что ТСПА “внедрена” в эти выборы для того, чтобы отнять рычаги у Армянского национального конгресса, поскольку есть вероятность того, что схожесть абрревиатур вызовет путаницу.
— ТСПА действует с 2004 года, Конгресс был создан несколько месяцев назад. Если аббревиатуры похожи, то это означает, что именно они использовали данное обстоятельство и хотят запутать наших избирателей.