Во всяком случае в ближайшем будущем, считает эксперт АЦНСИ Степан Сафарян
После прошлогоднего визита в Армению президента Турции Абдуллы Гюля все чаще стали высказываться предположения и анализироваться вопросы, связанные с урегулированием армяно-турецких отношений и открытием в ближайшем будущем армяно-турецкой границы. Сегодня, как и полгода назад, они подпитываются не только фактом “футбольной дипломатии”, но и постоянно циркулируемыми сведениями о секретных встречах армянских и турецких правительственных кругов, которые иногда получают официальное подтверждение. Естественно ожидать, что после вчерашней встречи в Ереване министров иностранных дел стран Организации Черноморского Экономического Сотрудничества (ОЧЭС), в которой участвовал также глава МИД Турции Али Бабаджан, такие обсуждения получат еще больший размах. Очевидно также, что армяно-турецкие отношения и переговоры в этом направлении, хотят того некоторые деятели или нет, обусловлены урегулированием нагорно-карабахской проблемы. Это косвенно подтвердил также Серж Саркисян, заявив о том, что мы должны устранить не последствия, а причины ухудшения армяно-турецких отношений, в числе которых президент Армении назвал проблему НК. По пути в Ереван об этом сказал и министр иностранных дел Турции Али Бабаджан. Он заявил, что Турция стремится достичь полноценного урегулирования отношений с Арменией, но вместе с тем добавил, что армяно-турецкие переговоры должны проходить параллельно армяно-азербайджанским переговорам по урегулированию карабахского конфликта”. Об аналогичной позиции сказал в Ереване и заместитель министра иностранных дел Азербайджана Махмуд Мамедгулиев.
Эксперт Армянского центра национальных и стратегических исследований (АЦНСИ), депутат Национального Собрания РА Степан Сафарян также утверждает, что нормализация армяно-турецких отношений обусловлена непосредственно урегулированием проблемы Нагорного Карабаха, а это, по его мнению, означает, что вопрос открытия армяно-турецкой границы не будет решен в ближайшем будущем. “Мой первоначальный оптимизм относительно открытия армяно-турецкой границы постепенно переходит в основательный пессимизм. И причина в первую очередь связана с повесткой, которую обсуждают президенты Армении и Турции. У меня такое впечатление, что эта повестка состоит большей частью из армяно-азербайджанских, нежели армяно-турецких исторических и современных спорных вопросов, а график армяно-турецких отношений согласован с графиком проблемы Нагорного Карабаха. А если главные проблемы, существующие между армянской и турецкой сторонами, не находят должного отражения в этой повестке, то, разумеется, надеяться на то, что при наличии такой повестки можно будет осуществить какой-либо серьезный шаг, значит проявлять неоправданный оптимизм”,- сказал Степан Сафарян.
Эксперт, конечно, далек от мысли, что Турция готова страдать из-за армяно-азербайджанского конфликта. Для Турции гораздо важнее урегулировать свои проблемы с Арменией, связанные с открытием границы и Геноцидом. Тем не менее Сафарян убежден, что Турция, которая в свое время всячески помогала Азербайджану в вопросе НК, сейчас не может резко отойти от этой политики. “Но с другой стороны президент Армении сам перевел или позволил перевести вопрос армяно-турецких отношений в поле армяно-азербайджанских отношений в обход вопроса Геноцида и других проблем. Он, наверное, посчитал, что так будет легче. В результате армяно-турецкие отношения стали еще более запутанными и частично не очень выгодными для Армении. Судя по завлениям последних дней, на данный момент основной спор имеет следующий контекст: армяно-турецкая граница откроется до или после того, как Азербайджан и Армения подпишут рамочный документ под названием “Мадридские принципы”? Не думаю, однако, что подобные разговоры получат поддержку со стороны армянской общественности, поскольку в этом случае, как свидетельствуют опубликованные доклады Международной кризисной группы и заявления турецких должностных лиц, речь идет о торге за счет Геноцида и государственных интересов Армении. В этом смысле заявление Сержа Саркисяна о том, что даже если Турция выдвинет предусловия и сорвет процесс, Армения выйдет из этой ситуации более сильной, означает, что президент РА тоже осознает бесславный конец начатой им игры”.