Интервью с Директором Торговой палаты ЕС в Армении Оганесом Игитяном
— Азербайджан и Армения собираются участвовать в проекте Евросоюза «Восточное партнерство». Что это может принести Армении?
— В программу «Восточное партнерство» входят 6 стран СНГ. Полагаю, что в дальнейшем эти страны могут стать членами ЕС. То есть, можно говорить о том, что ЕС проводит на востоке линию, которой, в конечном итоге, и ограничится это расширение – как в географическом, так и в политическом плане.
Можно отметить три направления программы, которые должны очень заинтересовать Армению. Во-первых, – это создание зоны свободной торговли, что облегчит ряд налоговых, таможенных вопросов, поможет решить проблемы, связанные с сертификацией товаров.
Во-вторых, — это энергетическая стабильность, свободный, облегченный обмен энергетическими ресурсами. И в-третьих, — облегчение визового режима.
Эти три пункта могут стать для Армении предпосылками как экономической, так и социальной интеграции в ЕС.
Программа предоставляет большие возможности для торгового и экономического сотрудничества, и это очень важно, особенно в нынешней кризисной ситуации. Любая возможность активности на внешнем рынке – это большая поддержка для экономики Армении. В конечном итоге, Армения является маленьким рынком, и мы должны ориентировать свою промышленность на иными рынками.
ЕС относится к этой программе со всей серьезностью, и если Армения отнесется к ней также серьезно, то это откроет для нее большие возможности. Однако насколько серьезно Армения использует это, насколько серьезные шаги будут предприняты в этом направлении, зависит от властей. Должностные лица Армении, непосредственно ответственные за реализацию этой программе, только и научились, что произносить несколько словосочетаний: «стабильное развитие», «интеграция», и т.д.
За 17 лет ( даже в годы войны) Армения никогда не была так далека от евроинтеграции, как сегодня. Мне кажется, до сих пор власти Армении рассматривают программы Евросоюза лишь с финансовой точки зрения, т.е. какой кредит предоставит та или иная программа. Однако ни одну программу Евросоюза, в особенности последнюю, невозможно выполнить без глобального, институционального, системного подхода. Я имею ввиду формирование демократических институтов в нашей стране, поскольку эта программа будет работать эффективно только, если мы – Армения и Евросоюз, окажемся в одной и той же системе ценностей.
— В чем заключается главное отличие между Программами добрососедства ЕС и Армении и «Восточного партнерства»?
— Об этом говорят уже сами их названия.
Цель программы соседства – создание вокруг ЕС стабильной зоны.
Надо выбирать: хочешь ли ты быть лишь добрым соседом или также и партнером ЕС. Партнерство предоставляет больше возможностей для дальнейшего вхождения в данную структуру.
Соседями могут быть и Тунис, и Беларусь, и Армения.
Мы можем остаться навеки соседями, и это не дипломатическое достижение, а всего лишь географическое положение
Партнерство же обязывает: нужно иметь ту же систему, что и партнер – начиная от свободных рыночных отношений, кончая формированием демократических институтов.
Все это довольно глубоко представлено в программе «Восточное пратнерство».
Для реализации этой программы ЕС предоставит также финансовую поддержку.
В 21-ом веке не менее важным является также и энергетическое сотрудничество, особенно, в период финансово-экономического кризиса.
— Что на практике представляет из себя процесс евроинтеграции Армении, и есть ли у страны, кроме европейской интеграции, альтернативные возможности политического развития?
— “Государство – для общества, а не для власти”. Из этой формулы должны следовать все остальные шаги, которые позволят обществу сформировать власть: свобода слова, права человека, избирательная система. Это та основа, на которой необходимо строить экономику страны.
В «Партнерстве» основной упор делается на экономику, однако если посмотреть поглубже, то это, конечно, те же демократические стандарты, на основе которых должны строиться как государство, так и сферы политики и экономики. Не думаю, что этому есть альтернатива. Однако есть люди, и даже высшие чиновники, политические деятели, которые полагают, что это партнерство может негативно повлиять на армяно-российские отношения. Такие заявления делаются и в армянской, и в российской прессе. Не думаю, что “Партнерство” ставит целью замещение либо соперничество с Россией. Армяно-российские отношения могут развиваться в том же русле, однако они не мешают тому, чтобы Армения попыталась сформировать систему ценностей, гармоничной с ЕС. Многие страны-члены ЕС имеют с Россией даже лучшие отношения, чем Армения. Если Армения желает построить развитое государство, то для нее другой формулы не существует.
— Насколько европейские и другие международные организации способны сегодня, в условиях финансово-экономического кризиса помочь Армении в решении самых злободневных проблем, и в чем заключаются эти проблемы (это проблема выживания в условиях кризиса, демократизации страны, решения карабахского конфликта и т.д. )?
— Мы не должны рассматривать помощь лишь с финансовой точки зрения, которая может поступить и быть распределена среди населения. Конечно, программа ЕС «Партнерство» подразумевает определенную помощь, и на первом этапе предполагается финансовая помощь, однако здесь более важна поддержка Армении в вопросе преодоления финансово-экономического кризиса.
Кризис переживают все страны, и у каждой страны есть свой опыт его преодоления, и обмен этим опытом уже может стать для Армении большой поддержкой.
Для таких стран как Армения, с небольшим рынком сбыта, финансово-экономический кризис прежде всего связан со снижением платежеспособности среднего потребителя.
Конечно, различные международные организации могут оказать поддержку государству в виде кредитов, однако это не может в корне решить проблему .
В этом вопросе программа «Восточное партнерство» хоть и косвенно, но можеть быть очень полезной для Армении. Вхождение Армении в более платежеспособный рынок даст ей возможность для развития. «Восточное партнерство» предусматривает шаги, которые помогут предпринимателям в вопросах экпорта армянской продукции на европейский рынок.
Я считаю, что это более весомая поддержка, чем предоставление помощи в виде грантов или кредитов.
Относительно Арцаха: Евросоюз именно своей моделью подсказывает нам, где искать ключ к разрешению Нагорно-Карабахского конфликта. В основе любого конфликта, в том числе и карабахского, в основном лежит проблема начертания границ. В странах ЕС эта проблема, можно сказать, решена. Там в недалеком прошлом в вопросах границ между некоторыми странами также были серьезные проблемы, которые сегодня уже неактуальны.
И если применить в нашем регионе эту европейскую модель, где граница из ограды между государствами трансформировалась в очертание зоны ответственности государства за права своих граждан, то, полагаю, решение проблемы НК существенно облегчится.
Однако первоочередной задачей региона, особенно, Армении является вопрос установления демократии, что поможет как урегулировать конфликты, так и найти выход из кризиса. Лишь легитимные власти Азербайджана и Армении могут решить проблему Карабаха. Другой формой поддержки в рамках “Восточного партнерства” может стать создание различных консультационных центров, содействие малому и среднему бизнесу, внедрение высоких технологий, усилия по снижению бедности, повышению занятости, а также реализация образовательных, социальных и других программ.