Вчера руководители АРФ Дашнакцутюн подвергли жесткой критике последствия футбольной дипломатии, но при этом избежали прямой критики в адрес ее непосредственного инициатора – президента РА Сержа Саркисяна
Член Бюро АРФ Дашнакцутюн Левон Мкртчян, открывая вчера конференцию на тему “Нынешняя ситуация в сфере армяно-турецких отношений и перспективы их развития”, организованную Верховным органом Армении АРФД, произнес символичную фразу: “Тот, кто не может четко, с понятным уважением оценивать свое прошлое, будет смотреть в будущее со страхом и сомнением”.
Представитель Верховного органа Армении АРФ Дашнакцутюн Армен Рустамян в своем выступлении заявил: “Очевидно, что Турции сегодня нужен сам процесс урегулирования армяно-турецких отношений, а не его логический результат. И надо признать, что с помощью такой тактики ей на сегодняшний день удалось добиться немалого. Во-первых, Турция сумела создать у элиты международного сообщества и США впечатление, что существует процесс урегулирования армяно-турецких отношений, который носит конструктивный характер. Во-вторых, она претендует на роль целесообразной стороны и фактора в деле утверждения стабильности и мира в южнокавказском регионе. В-третьих, она представила заявку на то, чтобы играть непосредственную роль в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Все три пункта представляют для нас опасность”. По словам Рустамяна, первоочередная задача, которая стоит перед Арменией, заключается в том, чтобы не позволить Турции углубить “свою двуличную тактику – конструктивную и доброжелательную для международной общественности и бесплодную, корыстную и зачастую пристрастную для Армении”. Представитель армянской структуры АРФД считает, что Армения должна добиваться решения приблизительно следующей задачи: показать, что цель Турции состоит не столько в урегулировании, которое не входит в планы этой страны, сколько в использовании данного процесса как средства, с одной стороны, для нейтрализации постоянно усиливающегося международного давления на Турцию, с другой – для обслуживания стратегических интересов турецко-азербайджанского тандема посредством принуждения Армении к непропорциональным уступкам.
Представитель Бюро АРФД Грант Маркарян отметил, что со дня осуществления армяно-турецкой футбольной дипломатии прошел почти год. “Год назад мы заявляли, что Армения выступает за установление армяно-турецких отношений, но без предусловий. Турция выдвигала предусловия. На международной арене мы имели преимущество – наш народ знали как доброжелательный и положительный, а Турция считалась грубым непонятным государством”. Сегодня, по словам Маркаряна, Армения оказались в ситуации, когда “Турция на весь мир заявляет, что вопрос Геноцида станет предметом обсуждения”. Представитель Бюро АРФД почти дословно повторил точку зрения бывшего министра иностранных дел РА Вардана Осканяна, но с более жесткими выводами: “Год назад Турция вообще не имела морального права выражать мнение по вопросу Нагорного Карабаха, она не считалась стороной. Сегодня она становится заинтересованной стороной, и уже понятно, почему для урегулирования армяно-турецких отношений должна быть разрешена также карабахская проблема. В данный момент мы в проигрыше, армянская сторона должна признать, что она проиграла”. Несмотря на неоднократные заявления президента РА Сержа Саркисяна о том, что отношения с Турцией должны строиться без выдвижения предусловий, Грант Маркарян подчеркнул, что этот принцип нарушен вследствие того, что не учитывается простой подход: национальные вопросы представляют собой единое целое. “Когда мы думаем, что в вопросе Карабаха можно ничего не уступать, а в остальных национальных вопросах можно что-то уступить, мы попадаем в ловушку и уступаем все. Нам нужно понять, что вопросы Карабаха, Геноцида, освобождения Западной Армении, Джавахка, независимости Армении – это одно целое. Решить эти вопросы мы сможем при правильном национальном подходе. Ни один вопрос мы не должны приносить в жертву другому”,- заявил Г.Маркарян. Он также отметил: “Я верю, что национальные вопросы – вопрос Геноцида армян, вопрос армяно-турецких отношений – это открытый нерв армянского народа. Того, кто прикоснется к этому нерву, ждет неожиданное противодействие”.