Дела политзаключенных продолжают разваливаться
Вчера в судах первой инстанции ереванских общин Кентрон и Норк-Мараш и Котайкской области продолжились судебные заседания по делам депутатов Национального Собрания РА Акопа Акопяна и Сасуна Микаеляна. Вчера, как и во время судебного процесса над проходящими по “Делу семи” Александром Арзуманяном и Суреном Сируняном, стороне обвинения не удавалось подтвердить или доказать выдвинутое этим лицам обвинение в “организации массовых беспорядков”. Дело в том, что все вызванные в суд свидетели либо заявляли, что их показания были получены в результате пыток и писхологического давления, либо давали противоречивые показания. В обоих случаях обвинения, выдвинутые политзаключенным, не получали подтверждения. Вчера на судебном процессе по делу А.Акопяна показания в качестве свидетеля дал инспектор отделения полиции столичной общины Малатия Арман Киракосян. Он, как и допрошенные накануне четверо его коллег, ни в ходе предварительного следствия, ни в суде не сказал ничего такого, что могло бы доказать выдвинутое депутату обвинение. Как передает hetq.am, А.Киракосян, который, согласно показаниям, около шести утра 1 марта 2008 г. отправился по “распоряжению” на площадь Свободы для проведения обыска в разбитых там палатках, отметил, что “Акоп Акопян стоял на подступах к площади со стороны клуба “Опера”, в двух метрах от него. Акопян кричал: “Хочу поговорить с вашим начальником”. В поле зрения Киракосяна Акоп Акопян находился всего пять минут, у него руках ничего не было, и кроме процитированного выше выкрика других высказываний или лозунгов из уст Акопяна свидетель не слышал.
Вчерашнее заседание по делу депутата парламента было отложено в связи с неявкой в суд остальных свидетелей. После судебного заседания защитник А.Акопяна Мелания Арустамян заявила: “Хотя прокуратара предварительно вызвала в суд 34 свидетеля, однако сегодня это число сократилось до 17-ти. Те, кто дал показания в пользу Акопяна, не были вызваны в суд, и наоборот, были вызваны те, кто дал показания против него”. Шестеро из 17 вызванных в суд свидетелей, полицейские. По словам защитника, ей непонятно, для чего нужно было вызывать в суд этих свидетелей, если “их показания даже косвенно не доказывают, что Акопян организовал массовые беспорядки”.
А в суде первой инстанции Котайкской области, где рассматривается дело Сасуна Микаеляна, в суд был вызван свидетель Яша Мелконян, который, как передает радиостанция “Свбода”, заявил о том, что в ходе предварительного следствия дал ложные показания. “Я написал ложь. Прошу простить меня за это. Я был в очень плохом состоянии. Мне говорили, пиши, и я писал, лишь бы мне дали возможность прилечь где-нибудь… Очень многое диктовали они (следователи)”. Напомним, что этот свидетель уже осужден по делу о событиях 1 марта 2008 года к двум годам лишения свободы условно за неподчинение полицейскому. В суде Мелконян также сказал, что примерно 10 дней назад его вызвали в прокуратуру, показали бумагу из 4 страниц и заявили, что это его показания, в которых он пишет, что выполнял указания С.Микаеляна. До прокуратуры Яша Мелконян находился в полиции города Раздан, где его избили люди в масках во главе с начальником уголовного отдела разданской полиции Сереем Маркосяном. На вопрос защитника депутата, Овика Арсеняна, исходя из чего он дал такие показания органу предварительного следствия, свидетель ответил: “Когда у человека царапина на пальце, он и то умирает от боли. Я хотел найти хоть какое-то место, как можно скорее избавиться и прилечь… Я умирал от боли”.
Вот какие показания, “доказывающие” обвинения против политзаключенных, которые проходят по делу о мартовских событиях, звучат в суде. Между тем Генпрокуратура РА прилагает усилия к тому, чтобы подтвердить добытые подобными методами “обвинительные” показания и сокрыть беззакония Специальной следственной службы. Кроме того, чтобы не допустить развала “Дела семи” и сформировать сответствующее общественное мнение, Генпрокуратура решила заняться делом, к которому не призвана. В частности, начиная с 21 апреля на официальном сайте этого органа genproc.am с его позиций освещаются судебные процессы над политзаключенными – приводятся цитаты, даются оценки предварительным показаниям тех свидетелей, которые, по мнению представителей Генпрокуратуры, доказывают выдвинутое им обвинение. Отбираются те показания, в частности свидетелей Сусанны Галстян, Варужана Меликяна, Левона Енгибаряна, Самвела Гаспаряна, Гагика Авдаляна и других, которые либо были добыты в результате пыток, либо содержат противоречия, а порой даже вызывают смех. Но самое интересное, что даже на сайте genproc нет ни строчки о личном участии привлеченного к суду политзаключенного в “организации массовых беспорядков”.