требует от президента Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакяна депутат парламента НКР Гегам Багдасарян
— Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Метью Брайза сделал очередное громкое заявление. “Думаю, что в конце концов Азербайджану будут возвращены территории, вернутся и азербайджанские беженцы. В данный момент я не могу сказать, что будет с Карабахом. Он должен иметь новый статус. Какой? Вокруг этого вопроса идут переговоры”,- заявил Брайза. Насколько реально это заявление и какой отклик оно получило в Арцахе?
— Говоря об откликах Арцаха, необходимо учитывать, что у нас нет “работающего в каждодневном режиме” политического поля и политических сил, и в соответствии с этим трудно оценить или охарактеризовать отклики. К сожалению, Арцах пока не является политической единцией, нет состоявшегося в классическом смысле политического поля, а состоявшихся политических деятелей можно пересчитать по пальцам одной руки. Так что при появлении откликов вы узнали бы о них раньше, чем я. Что касается комментария к очередному заявлению Брайзы, то, я думаю, ни одно заявление не следует комментировать. Сегодня обществу нужно быть информированным, пользоваться своим правом на получение информации, требовать от властей ответа и отчета. На данный момент наш основной недостаток состоит в том, что общество не осведомлено о деталях переговорного процесса. Это серьезный недостаток для общества и большое преимущество для властей. Нынешний уровень конфиденциальности уже напоминает скрытность. Когда политические деятели, эксперты, журналисты и другие выражают мнение, власти, а точнее, осведомленные о деталях урегулирования власть имущие, проявляют пренебрежение к этим подходам. И получается, что мы иногда говорим о вещах, которые не очень соответствуют данной конкретной ситуации в переговорном процессе или уже являются прошедшим этапом. Вот почему я глубоко убежден в том, что в настоящее время главной задачей общества должно быть не выражение предположительного мнения, а требование от собственных властей информации о деталях переговоров. Ведь наши беспредметные обсуждения и мнения очень выгодны властям. Конкретно в этом случае вместо того, чтобы выражать мнение о заявлениях Брайзы и других, мы должны потребовать от властей раскрыть скобки. В конце концов на кону наша судьба. Вот когда мы потребуем и получим сведения, тогда их и прокомментируем.
— Премьер-министр Турции вновь выступил с требованием вернуть освобожденные территории. Между тем власти Армении продолжают утверждать, что в армяно-турецких отношениях проблема Арцаха отсутствует.
— Та же скрытность проявляется и в армяно-турецких отношениях. Тайно мирить народы невозможно. Сегодня мы и в этом вопросе должны единогласно требовать обнародования Дорожной карты, представить общественности детали договоренностей. Повторяю, сегодня наши действия должны заключаться в этом. Если мы этого не делаем, все остальное несерьезно.
— Почему парламент НКР не потребовал, чтобы Серж Саркисян в рамках своего визита в Арцах провел встречи и дал объяснения? Вы осведомлены о том, состоялись ли отдельные беседы, вокруг каких вопросов шел разговор и какие гарантии дал арцахцам президент Армении?
— Насколько мне известно, встречи с представителями широких кругов не состоялись. Не выступил он и на торжественном собрании в Доме офицера. По всей видимости, президент РА общался только с высшим руководством НКР. Что касается того, почему арцахский парламент не потребовал встречи, то я считаю это бессмысленным и несерьезным делом. Недавно звонили из одного ереванского СМИ и спросили, какой вопрос я бы задал президенту Армении. Я ответил, что к президенту РА у меня вопросов нет, у меня есть вопросы к президенту НКР. Арцахский парламент поступил бы правильно, если бы пригласил президента НКР и от него бы узнал о деталях карабахского урегулирования. В конце концов мы государство или нет, есть у нас власть или нет. И сколько можно перекладывать ответственность только на власти Армении, им и так приходится отвечать за многое. Пришло время взять ответственность на себя. Я не знаю, какие настроения царят в наших властных кругах, однако арцахское общество уже проявляет серьезное беспокойство.