Правительство решило отказаться на полтора года от проверок малого и среднего бизнеса
Премьер-министр Армении Тигран Саркисян во время представления в Национальном Собрании вопроса о выполнении бюджета сделал сенсационное заявление. “По поручению президента,- сказал глава правительства, — сегодня мы должны принять беспрецедентное решение (во второй половине дня это решение уже было официально обнародовано), цель которого содействовать развитию малого и среднего бизнеса, а также создать для этой сферы благоприятную налоговую среду без налогового администрирования. Решением правительства в 2009-2010 гг. на малых и средних предприятиях запрещены любые инспекторские проверки. Мы убеждены, что прекращение проверок со стороны 22-х инспекторских органов создаст на этапе кризиса благоприятную среду для развития малого и среднего предпринимательства. Мы прекрасно осознаем, что осуществляемых мероприятий недостаточно для решения всех стоящих перед нами проблем, поэтому осуществление антикризисных мероприятий будет продолжаться”.
Комментируя сообщение премьера, глава парламентской фракции “Наследие” Армен Мартиросян отметил: “Заявление главы правительства еще раз подтвердило то, о чем неоднократно предупреждала наша фракция: малый и средний бизнес душат. Я думаю, этот шаг даже запоздал. Решение следовало принять не сейчас, когда в обществе уже возникла политическая напряженность, а намного раньше. Сейчас, наверное, им необходимы популистские шаги. Но я не хочу высказывать обвинения в их адрес. Возможно, они наконец начали понимать, что малый и средний бизнес должен стать основой развития нашей экономики. Но у нас всей экономикой распоряжаются крупные предприниматели, между тем в нормальных странах большое место занимают как раз малые и средние предприятия, за счет которых и формируется средний слой общества. Действующий в настоящее время налоговый пакет пока нельзя назвать благоприятным для среднего и малого предпринимательства. Особенно если к этому прибавать сегодняшнюю политическую ситуацию. Из-за многочисленных проверок и штрафов малые и средние предприниматели постоянно находятся под ударом. Наверное, только в такой стране, как наша, в бюджете может быть отдельная строка об ожидающихся штрафах, основным источником которых являются не крупные, а именно малые и средние предприниматели. Таким образом, мы видим, что в экономике крупный бизнес занимает большой объем, но не облагается налогом и остается безнаказанным, поскольку пользуется политическим покровительством, которого не имеют малые и средние предприниматели. Они добросовестно платят налоги, не имеют так называемой “крыши” и зарабатывают деньги честным трудом”.
Вчера в полупустом зале заседаний парламента глава правительства также объяснил немногочисленным депутатам, на что будет израсходован выделенный нашей стране российский кредит в $500 млн. Весьма ощутимая сумма будет выделена на жилищное строительство в зоне бедствия. В связи с этим Армен Мартиросян представил некоторые оговорки. Во-первых, по его словам, в зоне бедствия очень много пустующих квартир, и вопрос обеспечения людей жильем можно решить не путем строительства новых зданий, а приобретая пустые квартиры для тех, кто в них нуждается. “Во-вторых, организация, которая должна распоряжаться этими суммами, на мой взгляд, вызывает большие сомнения (речь идет о “Глендел-хиллз”. – М.Е.). Об этой организации мы узнали в период застройки центра Еревана, когда столкнулись с многочисленными проблемами, а сама компания получила сверхприбыль. Мы очень хорошо помним – это видно и по бюджету, — что данное строительство почти не облагалось налогом и действовало в “тени”, что тоже вызывает у меня подозрения. Организация, получившая в свое время сверхприбыль, сейчас должна получить государственную субсидию, не выплачивая никаких налогов”. В этой ситуации самым главным для лидера фракции “Наследия” является следующее: “Против ста миллионов мы отдали “Имущество против долга”. А что должны отдать против 500 миллионов? Может, “Страна против долга”? У нас больше ничего не осталось. Весь наш энергетический ресурс приватизирован неармянской компанией, ни один крупнейший завод не является государственной собственнстью. Государственной осталась только земля, страна, если можно так сказать. И что, в результате какой-то сделки, мы должны отдать страну?” На вопрос, не преувеличены ли эти опасения, г-н Мартиросян ответил: “У нас есть горький опыт”.