утверждает Защитник прав человека РА Армен Арутюнян
Вчера омбудсмен Армении заявил о готовности предложить кандидатуру нового представителя в Группе по сбору фактов относительно событий 1-2 марта 2008 г. Напомним, что ранее представитель омбудсмена в Группе Ваге Степанян заявил о прекращении своей работы в связи с созданной атмосферой. В беседе с корреспондентами газет “Аравот” и “168 часов” Армен Арутюнян представил ситуацию более подробно. По его словам, в основе формирования Группы лежала идея о том, что ее члены должны действовать как независимые эксперты, а не как представители той или иной политической силы. Между тем, все члены Группы, за исключением представителя омбудсмена РА Ваге Степаняна и представителя партии “Наследие” Седы Сафарян, проявили себя как представители политических сил. В результате деятельность Группы переместилась в поле политических дебатов и взаимных оскорблений. “Представители коалиции вели себя крайне пассивно. Они, по сути, пришли в Группу, чтобы ничего не делать. Андраник Кочарян, например, свои отношения с коллегами перенес в плоскость личных оскорблений. Степанян просто не выдержал в такой атмосфере и посчитал нецелесообразной свою дальнейшую деятельность. Справедливости ради нужно отметить, что за истекшие 7 месяцев Группа по сбору фактов работала исключительно благодаря Ваге Степаняну”,- подчеркнул А.Арутюнян, добавив, что наряду с усилившейся в последние три месяца политической нетерпимостью члены Группы голосовали не по конкретному факту или вопросу, а исходя из того, кто на чьей стороне или против кого. “От меня как от Защитника прав человека требовалось только одно – выдвинуть нового представителя. Я уже заявил, что у меня есть человек, который соответствует атмосфере, сложившейся в Группе”,- заявил омбудсмен. По его мнению, самым большим недостатком Ваге Степаняна является порядочность. “Мы долго его упрашивали согласиться работать в Группе по сбору фактов. Члены Группы могут подтвердить, что Степанян по меньшей мере 7-8 раз предупреждал о том, что, если так будет продолжаться, он уйдет. За последние три месяца он несколько раз заявлял, что хочет отказаться от этой работы. Я его попросил остаться. Только под конец он ушел в отпуск в надежде, что ситуация, возможно, разрулится и можно будет нормально работать. Но на первом же заседании все повторилось, и он понял, что это не его место. Более того, он был готов отказаться даже от работы в нашем офисе, лишь бы не возвращаться в Группу”.
Если отставка Ваге Степаняна обусловлена исключительно сложившейся в Группе атмосферой и оказанием давления со стороны представителей оппозиции и власти, то в аналогичных условиях, если не более сложных, работает и сам омбудсмен. Но он ведь не подает в отставку и не “убегает”, как Ваге Степанян, заметили мы. Армен Арутюнян не согласился с этим мнением: “Это не побег. Я ведь выдерживаю, вместе со мной выдерживают Ваге Степанян и другие члены администрации офиса Защитника прав человека. Мы сотрудничаем. В Группе была другая ситуация.Там вместо того, чтобы сотрудничать, представители коалиции бездействовали и только соглашались или не соглашались на выдвигаемые предложения, а представитель противоположной стороны в ответ на отклонение его предложения перевел вопрос в плоскость личных оскорблений”. Омбудсмен также отметил: “В Группе достойно держалась только Седа Сафарян. Она могла быть с чем-то не согласна и, насколько я понимаю, собиралась представить особое мнение, но она не проявляла агрессивность. Представители властей и оппозиции общались друг с другом посредством Степаняна. Их взамоотношения стали настолько невыносимыми, что нервы Ваге Степаняна не выдержали. Он согласился работать в Группе не в качестве миротворца, а в качестве эксперта”. Защитник прав человека опроверг мнение о том, что уход г-на Степаняна в отпуск или его отставка имеют какое-то отношение к утечке информации о докладе или его подписи под этим докладом. Напомним, что именно этими обстоятельствами оппозиция объясняет не только уход в отпуск членов Группы и в частности Степаняна, но и его отставку. “Не надо это увязывать. Если бы он был из тех, кто убегает, он не поставил бы свою подпись под этим докладом”,- сказал Армен Арутюнян. Он заверил, что его представитель подписал этот документ не под давлением оппозиции, а потому, что в данном случае его подход совпал с подходом оппозиционных членов Группы. На вопрос “Аравота”, оказывалось ли давление на омбудсмена или Ваге Степаняна после обнародования доклада и последовавших затем жестких оценок со стороны Специальной следственной службы, Армен Арутюнян сказал: “Во-первых, в деятельности Специальной следственной службы нет ничего правового. Во-вторых, давление не оказывалось, да и необходимости в этом не было, поскольку в Группе царила такая атмосфера, что работа там постепенно становилась невыносимой. Но если какое-то давление и оказывалось, то в самой Группе. То, что обе стороны создали в Группе политизированную атмосферу и виноваты обе стороны, это факт. Ситуация в Группе по сбору фактов отражает то, что мы видим в стране в целом – политическую нетерпимость”.
P.S. Когда наш материал был уже готов к печати, стало известно, что о прекращении своей работы в Группе заявил и представитель коалиции Роберт Авакян. Это решение он обусловил позицией представителя Армянского национального конгресса. Вот что сказал по этому поводу Армен Арутюнян: “Пусть Роберт Авакян не перекладывает свою вину на другого, поскольку он сам внес “весомый вклад” в дело создания в Группе неконструктивной атмосферы. Но даже в этой ситуации наличия в Группе трех человек достаточно для обеспечения кворума и продолжения работы. Мы готовы направить своего представителя”.