Интервью с военным экспертом Азадом Исазаде
— Какая из стран (Армения или Турция) больше приобретет в результате открытия турецко-армянской границы, установления дипломатических отношений между двумя странами?
— Безусловно, чисто объективно обе стороны заинтересованы в открытии границ. Если Турцию больше интересуют политические аспекты, то у Армении больше экономической заинтересованности. При этом у обоих стран есть и второстепенные интересы в том числе политические и экономические. Однако, на мой взгляд, Армения должна быть более заинтересована в открытии границ, именно по причине изолированности от энергетических, транспортных и других экономических проектов. Для Турции важность такого решения связана со снятием напряжения по вопросу принятия ее в состав ЕС, а в экономическом плане приобретение в определенной степени рынка для своих товаров и развития инфраструктуры приграничных районов.
— Что может в корне изменить или помешать урегулированию армяно-турецких взаимоотношений?
— Наиглавнейший вопрос, который может стимулировать или наоборот похоронить наметившееся потепление- вопрос о так называемых событиях 1915 года. Проблема в том, что общество в Армении еще не готово к снятию претензий, а Турция, как на официальном, так и на общественном уровне не собирается и не будет, на мой взгляд, менять свою позицию.
— Как может воздействовать урегулирование армяно-турецких взаимоотношений на коммуникационные, энергетические и другие региональные проекты, осуществляемые или задумывающиеся до этого?
— Большого влияния на глобальные проекты данное событие, на мой взгляд, не произведет. Во-первых, основные проекты уже существуют, такие как Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Супса, одобренный железнодорожный маршрут Баку-Тбилиси- Карс и др., маршруты проектов, находящиеся в стадии разработки, также пройдут вне Армении. Открытие границ может способствовать развитию автомобильного, в том числе грузового сообщения между Арменией и Турцией, однако без открытия границы между Арменией и Азербайджаном эти дороги тоже будут в основном тупиковыми. Сегодня азербайджано-армянская граница — это пока линия фронта и без решения Карабахского вопроса, она так и будет оставаться линией фронта. При возникновении в будущем каких-то новых региональных проектов, участие в них Армении без согласия Азербайджана будет также не реальным. Нельзя забывать и то, что Турция в случае согласия открыть границу, будет обговаривать и вопросы взаимоотношений Азербайджана с Арменией.
— Как может воздействовать урегулирование армяно-турецких взаимоотношений на азербайджано-турецкие взаимоотношения, и
отличаются ли главные интересы Турции в отношениях с Арменией от интересов Азербайджана к Армении?
— Безусловно, в случае, если Анкара и Ереван придут к определенному соглашению резко увеличится экономическое влияние Турции на Армению, это открытие рабочих мест, небольшого, но нового неосвоенного для Турции рынка, инвестиции в экономику Армении. При этом Армении придется очень постараться для того, чтобы Турция пошла на это. Увеличится влияние Турции на азербайджано-армянские отношения. Главным интересом и Турции, и Азербайджана были и остаются, отказ Армении от территориальных претензий к нам обоим. Так же, на мой взгляд, немаловажным может стать ослабление роли России в экономической и внутриполитической ситуации в Армении. Однако здесь есть и свои риски. Так как Россия может помешать развитию данных отношений. Сегодня наблюдается некоторое сближение интересов России и Турции в регионе, но это сближение носит, скорее всего, временный характер. И от России всегда можно ожидать изменение отношения как к Турции, так и к Азербайджану.