считают все политические силы, независимо от своего отношения к объявленной амнистии
Принятое вчера Национальным Собранием Армении предложение президента РА Сержа Саркисяна об объявлении амнистии в какой-то степени оправдало ожидания общества. Но можно ли тем самым считать, что страница “1 марта” закрыта? Каким должен быть ответный шаг оппозиции по ослаблению существующей в стране напряженной морально-психологической атмосферы? Председатель Общественного совета и Национально-демократического союза Вазген Манукян считает, что “страницу “1 марта” никогда не удастся закрыть, она всегда останется в нашей памяти”. “В истории Армении произошли поворотные события – мы совершили революцию, развалился Советский Союз, мы победили в войне, но никогда в уличной борьбе у нас не было 10 жертв”,- отметил В.Манукян. Он также высказал мнение о том, что каждая политическая сила должна извлекать уроки из прошлого и сама решать, что можно делать, а что нет.
Председатель объединения “Национальное единение” Паруйр Айрикян придерживается следующей точки зрения: “Если мы говорим о закрытии страницы “1 марта”, то в этом случае амнистию должны провести не только власти, но и родные жертв этих событий. То есть нужно взаимно простить друг друга, проявить терпимость”. Вместе с тем П.Айрикян выразил сомнение – не приведет ли это к новым преступлениям? 1 марта 2008 г. было совершено тяжкое преступление – заговор против демократии, против родины, против народа, властей, оппозиции. Закрыть печальную страницу “1 марта” значит сделать шаг, чем-то напоминающий прощение геноцида, добавил лидер ОНС. Амнистия, по его мнению, носит ситуационный, своевольный, ограниченный характер. Предпосылки к положительным изменениям созданной в стране атмосферы Айркян видит и сегодня. “В конце концов власть сменилась – беспартийного, не несшего идейную ответственность Кочаряна сменил несущий партийную ответственность Серж Саркисян. Он не дистанцировался от шагов, предпринятых при Кочаряне, ничего не сделал для того, чтобы выявить его ошибки. Я не говорю об осуждении, но хотя бы нужно было заявить о ненужности объявления чрезвычайной ситации, а не сохранять ее до конца. В этом случае страна не имеет будущего”.
“Амнистия носит половинчатый характер. Руководитель государства должен был найти в себе силы и освободить также людей, которые были преданы независимой Армении, армянскому народу, а возможно, и лично ему. Когда сравниваешь выдвинутые им обвинения с их заслугами перед народом и государством, то понимаешь, что они однозначно достойны освобождения. Только в этом случае амнистия может послужить своей цели, и тогда, возможно, удастся закрыть эту черную страницу нашей истории”,- сказал первый секретрь ЦК Компартии Армении Рубен Товмасян, имея в виду не подлежащих амнистированию 16 арестованных и осужденных по делу о событиях 1 марта 2008 г. По мнению Р.Товмасяна, у руководителей страны еще есть возможность проявить великодушие и пойти до конца, тем более, что вопрос освобождения всех политзаключенных входит в разработанные первым президентом РА Левоном Тер-Петросяном 12 пунктов о сотрудничестве политических сил.
Заместитель председателя партии “Национальное единение” Алексан Карапетян считает, что “самое главное – это проявление доброй воли со стороны президента, что не имеет ничего общего ни с громкими заявлениями и необоснованными требованиями его оппонентов, ни с событиями 1 марта”. А.Карапетян также добавил: “Президент страны последовательно выполняет положения своей предвыборной программы, что, конечно, внушает надежду, что эти шаги будут продолжены и в дальнейшем”.