Еще четверо политзаключенных освобождены в соответствии с решением парламента Армении “Об объявлении амнистии”
Вчера по амнистии на свободу вышли бывший заместитель генерального прокурора РА Гагик Джангирян, обвиненный в “применении насилия по отношению к представителю власти”, председатель партии “Демократическая Родина” Петрос Макеян, который был осужден во время президентских выборов 2008 года за якобы препятствование работе избирательной комиссии, а также Ваге Казарян, сын начальника службы охраны первого президента РА Ромена Казаряна, и Геворк Манукян, осужденные по статье “массовые беспорядки”. Таким образом, на вчерашний день число освобожденных политзаключенных достигло 19-ти. Согласно установившейся в последние дни традиции, вчера у памятника Мартиросу Сарьяну в Ереване собрались многочисленные сторонники Армянского национального конгресса и рядовые граждане, чтобы приветствовать освобожденных оппозиционеров. Вечером сюда пришли и освобожденные накануне политзаключенные, за исключением Гагика Джангиряна. Последний, выйдя из уголовно-исполнительного учреждения “Ереван-Кентрон”, где его встречали уже бывшие политзаключенные, родные и друзья, заявил,что амнистия представляет собой половинчатое решение, которое принято под давлением общенародного движения и благодаря призывам европейских структур и не имеет никакого отношения к событиям 1 марта 2008 г. и незаконно арестованным лицам. Позже в беседе с корреспондентом “Аравота” Г.Джангирян отметил, что если бы в п.2 решения “Об объявлении амнистии” не было 6-го подпункта, согласно которому от несения наказания освобождаются “лица, совершившие преступление, связанное с событиями 1-2 марта 2008 года в Ереване, и приговоренные к лишению свободы максимум на пять лет”, то содержание амнистии не претерпело бы изменений. Напомним, что подавляющее большинство освобожденных по амнистии составляют лица, действительно совершившие криминальные преступления. Между тем часть лиц, осужденных за свои политические взгляды, осталась в тюрьме. Бывший заместитель генпрокурора пообещал, что борьба за скорейшее освобождение оставшихся в заключении их товарищей будет продолжена.
Петрос Макеян прибыл к памятнику Сарьяну из уголовно-исполнительного учреждения “Артик”. Для тех, кто больше года боролся за освобождение политзаключенных и вчера пришел встречать их из тюрьмы, Макеян сделал небольшое заявление: “Я благодарен вам, борющемуся ядру, благодарен нашему народу, который, находясь в руках этой преступной банды, сумел выстоять. Думаю, что начинается новый этап борьбы, поскольку до тех пор, пока есть хоть один политзаключенный или заложник, мы не имеем права успокаиваться. Сегодня в нашей стране 3 миллиона заложников, поэтому мы будем бороться до тех пор, пока не освободим их всех”.
В беседе с журналистами Макеян сказал, что амнистия нужна была тому, кто ее объявил – Сержу Саркисяну. “Амнистия была проведена под давлением нашего народа и в связи с необходимостью выполнить требования европейских структур, хотя 16 наших товарищей продолжают оставаться в статусе заложников”,- заявил лидер ПДР. Говоря о формах борьбы, Макеян заметил, что помимо конституционного пути есть и другие законные формы борьбы. “Мы имеем дело не с властью в классическом смысле этого слова, а с бандой, поэтому все наши шаги необходимо как следует просчитать. Мы уже несколько раз ошибались в расчетах”. Касаясь того факта, что часть политзаключенных не подпала под амнистию, лидер “Демократической Родины” отметил, что это проявление коварства и мстительности властей. “Я вышел на свободу, оставив в колонии Арутюна Урутяна (осужден по тому же обвинению, что и П.Макеян, но к 6 годам лишения свободы. – Н.М.). Мы с ним друзья, и для меня это было очень тяжело и неприятно. Вчера такие же чувства испытывали и другие освобожденные ребята”. Тем самым власти, по словам Петроса Макеяна, настраивают друг против друга освобожденных и еще находящихся в тюрьме оппозиционеров. Но им это не удастся, подчеркнул лидер “Демократической Родины”. По его мнению, проведение амнистии не позволило властям достичь примирения с обществом и оппозицией, поскольку в тюрьмах все еще остаются политзаключенные и не выявлены истинные организаторы событий 1 марта.
Мы побеседовали и с освобожденным по амнистии жителем села Циацан Армавирской области, уже бывшим политзаключенным Геворком Манукяном. Он был осуждены по статье “массовые беспорядки” и на основании показаний полицейских. Напомним, что в декабре 2008 г. сотрудники УИУ “Вардашен” избили нескольких заключенных, в числе которых были политзаключенные Геворк Манукян и Григор Воскерчян. Последний даже объявил голодовку с требованием наказать виновных в применении насилия. “Это позор, а не амнистия,- заявил наш собеседник. – Серж Саркисян фактически попросил у нас прощения, но я его не прощаю. Точнее, я еще думаю, простить или нет. Я не сожалею о своей борьбе”,- заявил Геворк Манукян, подчеркнув, что не совершал того преступления, за которое его осудили. Как и его товарищи, Манукян подчеркнул, что будет продолжать борьбу.
22 июня был освобожден также Христофор Элазян. Его задержали после мартовских событий. В течение двух дней начальник Специальной следственной службы Андраник Мирзоян и руководитель следственной группы по делам о событиях 1 марта Ваагн Арутюнян жестоко избивали Элазяна за то, что он отказался давать ложные показания против активистов Общенародного движения. Его осудили к 4 годам лишения свободы на основе показаний полицейских. “Руководители должны были объявить амнистию не для нас, а для себя, поскольку мы не совершали преступлений. Среди моих товарищей-политзаключенных преступников нет, все они были осуждены за участие в борьбе. Мне тяжело, что многие из моих товарищей продолжают оставаться в тюрьме. Нам нужно продолжать борьбу за то, чтобы они как можно скорее оказались рядом с нами. Мы вместе должны бороться за то, чтобы каждый армянин в своей стране чувствовал себя не заключенным, а свободным человеком”.