спрашивает представитель партии “Наследие” в Группе по сбору фактов относительно событий 1 марта 2008 г., адвокат Седа Сафарян
Специальная следственная служба Армении вчера распространила сообщение, в котором дала ответ на представленный бывшими членами Группы Андраником Кочаряном и Седой Сафарян доклад об обстоятельствах смерти военнослужащего внутренних войск Тиграна Абгаряна, скончавшегося от полученных 1 марта огнестрельных ранений. Согласно сообщению, авторы доклада “явно исказили фактиеские обстоятельства материалов уголовного дела”. ““Вывод” о том, что “нанесенные Тиграну Абгаряну огнестрельные раннения были причинены автоматными очередями в упор является нелогичным и даже доходящим до абсурда”,- говорится в сообщении ССС. Приведено заключение судмедэкспертизы, согласно которому в области шеи Тиграна Абгаряна имеется раневое отверстие, образованное от одного выстрела. “В этих условиях в раневое отверстие не могло пройти больше одной пули, даже если выстрел был произведен в упор”.
На момент беседы с корреспондентом “Аравота” адвокат Седа Сафарян не успела еще прочитать ответ ССС. Узнав с наших слов о приведенных выше оценках, она отметила: “Наш доклад вытекает из предоставленных нам материалов уголовного дела, а также тех материалов, которые получила Группа по сбору фактов. Поэтому представленные комментарии я не считаю серьезными. Факт то, что они не смогли раскрыть это убийство и сегодня пытаются оправдаться. Пусть опровергают, но представят такое достоверное опровержение, чтобы люди поверили. Я изучила все материалы уголовного дела и убедилась в том, как проводилось расследование дела. Этого достаточно, чтобы я составила собственное мнение о том, почему предварительное следствие провалилось”. Газета “Айкакан жаманак” рассмотрела гибель Тиграна Абгаряна в контексте сообщений о том, что ночью 1 марта, после того, как солдат войск полиции один раз заставили напасть на митингующих, и они отступили в сторону улицы Пароняна, был дан повторный приказ о нападении, после чего солдаты подняли бунт. Они отказались нападать на граждан, многие бросили свои щиты и спрятались во дворах близлежащих зданий или просто отправились домой. Отметим, что слухи бегстве в этот день солдат в сторону церкви святого Саркиса дошли и до нас. Выдвинута версия о том, что полученное Тиграном Абгаряном огнестрельное ранение стало следствием усилий командиров пресечь попытки неповинования со стороны солдат. “Пусть орган предварительного следствия выяснит, кто из командиров в связи с этим инцидентом вел себя подозрительно. По этому поводу собрано достаточно фактов,- отметила Седа Сафарян. – Полученные нами видеозаписи и другие материалы следует изучить внимательно и взаимосвязанно, чтобы найти ту личность, которая может подозреваться в убийстве Тиграна Абгаряна”. Седа Сафарян отказалась назвать имя командира, который предположительно пытался пресечь бегство солдата. А в ответ на просьбу изложить известные им обстоятельства этого инцидента сказала: “Для описания обстоятельств этого случая я должна сослаться на показания начальника бывшего штаба войск полиции Гегама Петросяна и тех офицеров, которые имели отношение к несению в этот день службы Тиграном Абгаряном. Поэтому я воздержусь назвать имя этого человека. Пусть орган предварительного следствия пригласит его на допрос, организует очные ставки с другими лицами и выяснит, кто произвел этот выстрел”.
Председатель временной парламентской комиссии по изучению событий 1 марта Самвел Никоян недавно сообщил, что в заключении комиссии, которое должно быть представлено во второй половине сентября, будут даны оценки работе государственных органов, не предпринявших те шаги, которые они обязаны были предпринять. “Мы так и не установили личность того участника митинга, в которого стрелял снайпер,- сказал в интервью E-channel Самвел Никоян. – Не узнали, кто сидел за рулем машины, совершившей наезд на гражданина. Непонятно кто, стоя за спинами митингующих, стрелял в ответ на выстрелы в воздух со стороны полицейских. Между тем видеоматериал показывает, что стрелявшие были”. Обратила ли внимание на все эти вопросы Группа по сбору фактов? В ответ на этот вопрос Седа Сафарян с возмущением сказала: “Группа провела изучение, однако наша работа осталась незавершенной. Как только мы добрались до человека, который должен был придти и дать конкретные разъяснения, Группу расформировали. По этим фактам мы выслушали многих людей, и я, конечно, не могла запомнить, кто что сказал в этих 50-60 видеоматериалах. Мы должны были обобщить собранный материал, но нас лишили этой возможности. Я не знаю, кто обобщит эти очень важные факты, собранные в процессе нашего незавершенного дела. Дело в том, что когда они поняли, что мы действительно напали на след, который поможет составить окончательное представление о действиях конкретных лиц (мы уже наметили некоторых людей и начали собирать доказательства), поняв, куда мы идем, они раформировали Группу. Мы даже не говорили о тех искусственных барьерх, которые чинились нашей работе, не говорили о том, как тот или иной чиновник мешал нам установить истину. А такие люди действительно были”.
P.S. Эксперт Армянского национального конгресса в Группе по сбору фактов Андраник Кочарян, комментируя ответ Специальной следственной службы, сказал: “Оценки дает тот орган, который своей работой в связи с событиями 1 марта 2008 г. довел государство до правового коллапса”.