Член политсовета партии “Республика” Смбат Айвазян уверен, что переговоры необходимо вести вокруг возвращения земель, а не их уступок
— Сразу после выхода из тюрьмы Вы заявили, что борьба будет продолжаться. Согласитесь, однако, что возникло нечто вроде перемирия, когда ни власти, ни оппозиция не проявляют активности. Как в этих условиях будет вестись борьба?
— Для Армении нынешний период очень тяжелый, особенно с учетом внешнеполитических вызовов. Вместе с тем должен сказать, что внутренняя ситуация достаточно нестабильна как в социально-экономическом, так и морально-психологическом плане. В данной ситуации, действительно, наступило что-то вроде перемирия. Для обеих сторон это время поисков. Я точно знаю, что власть осознает безвыходность положения, но не хочет об этом говорить. В то же время власть понимает, что так больше не может продолжаться, и чем дальше, тем сильнее чувствуется их неумение управлять. За эти полтора года (я имею в виду после президентских выборов) никаких существенных положительных изменений в стране не произошло. И связывать все это с международным экономическим кризисом неправильно и несправедливо. Сегодня я не хочу ругать, просто отмечу, что те подходы, которые используют действующие власти (я даже не говорю, что они нелегитимны, антинациональны или недемократичны, я не хочу давать такие определения, об этом говорят все) ни к чему хорошему не приведут. Та кадровая политика, которая проводится, тоже ничего не даст. По назначениям уже понятно, какая политика осуществляется.
— Недавно ваш уже бывший соратник по партии Гегам Арутюнян получил должность в министерстве обороны. Вы имеете в виду и это назначение?
— Я не имел в виду Гегама Арутюняна. Он назначен помощником министра, а эту должность я не считаю высокой. Я сожалею, что так получилось, сожалею об идейном отступлении Гегама Арутюняна. Гегам – готовый кадр, однако то звено, которое ему доверили, не позволяет осуществить какие-либо изменения. Это было его личное решение, а не решение партии. Просто чисто по-человечески я сожалею, что он пошел на такой шаг. В любом случае я желаю ему успеха.
— Как Вы оцениваете политику Сержа Саркисяна в сфере армяно-турецких отношений и урегулирования проблемы Нагорного Карабаха? Подпишет ли Серж Саркисян документ, который не будет проармянским и проарцахским?
— Вопрос армяно-турецких отношений, то есть вопрос Геноцида, и проблема Карабаха взаимосвязаны. Одним из условий открытия границы с Турцией является урегулирование карабахской проблемы. Ни один думающий армянин не может представить, что в Армении может быть президент, который предложит создать комиссию историков или даст согласие на это предложение. Это получит очень жесткую оценку. Очевидно, что власти чувствуют свою ошибку, но не видят пути к отступлению. Думаю, они должны обратиться к общественности и оппозиции. Необходимо попытаться выйти из этой ситуации, исправить допущенную ошибку. Чем дольше эта ошибка будет сохраняться, тем труднее ее будет исправить. Сегодняшняя власть фактически ставит задачу расформирования Диаспоры. В то же время государства, которые признали или собираются признать Геноцид, начнут относиться к армянскому государству враждебно. Это национальный вопрос, который необходимо обсудить и найти возможности для исправления ошибки. Что касается проблемы Нагорного Карабаха, то моя точка зрения состоит в следующем: Армения должна перестать быть стороной конфликта, а в качестве таковой необходимо представить Карабах. Если это не должно произойти, то я за немедленное признание Нагорно-Карабахской Республики. Думаю, урегулирование идет в негативном русле, поскольку заявление, которое сделали президенты трех сверхдержав, не может остаться без последствий. Я лично готов на самые невероятные шаги, лишь бы мы избежали последствий этого заявления. Власти Армении должны осознать, что президентское кресло и власть временны, а вопрос Карабаха обеспечит развитие Армении и существование армянства на тысячелетия.
— Сурен Суренянц заявил, что Агдам – не наша родина, что территории должны быть возвращены. В свою очередь ваш бывший однопартиец Ваан Ширханян сказал, что это точка зрения всей партии “Республика”. Это действительно так?
— Мне кажется, Сурик хотел сказать другое, просто неудачно сформулировал мысль. Он думает не так, как были восприняты его слова, и большинство в партии тоже так не думает. Территории нельзя отдавать. Кроме того, в ходе переговоров нельзя забывать о северном Арцахе – Геташене, Мартунашене, Арарате, Камо и особенно о Шаумянском районе с его территориями. У нас довольно много территорий, и в ходе переговоров надо возвращать наши земли, а не уступать их.