уверен координатор общественной инициативы «Союз армянских добровольцев» Жирайр Сефилян. По его мнению освобожденные территории имеют жизненно важное значение для безопасности не только Арцаха, но и Армении
— Господин Сефилян, недавно из уст одного из провластных политоголов была высказана мысль о том, что помимо 6 районов будет возвращен также Шушинский район Нагорого Карабаха. Как Вы расцениваете подобную возможность?
— Если мы позволим, то отдадут все — Лачин, Сюник и т.д. Но это исключено. Если кто-либо из власть имущих попытается перейти от заявлений о реализации пораженческого варианта к практическим шагам, то я убежден, что большая часть народа взбунтуется и сорвет этот план.
— На Ваш взгляд, Мадридские принципы являются для нас капитулянтскими?
— Мадридские принципы не только носят капитулянтский характер, но и опасны для армянства тем, что в случае их осуществления под вопрос будет поставлено не только физическое существование Арцаха, но и в целом армянской государственности. Судьба Арцаха напрямую зависит от того, насколько Республика Армения состоялась как государство. Если наше государство что-то из себя и представляет, то благодаря нашим южным воротам — нынешней 160-километровой границе с Ираном, которая в прошлом составляла всего 42 км. То есть Сюник, «армянский клин» как говорят турки, который в 20-е годы был сохранен ценой жизни наших героев, сегодня благодаря освобожденным территориям значительно укреплен и обеспечивает безопасность и Сюника, и Арцаха, тем самым препятствуя пантюркистским притязаниям соседнего государства. Будьте уверены, как только этот клин исчезнет, Армения буквально будет поглощена. Несуществование Арцаха означает несуществование Сюника, несуществование Сюника означает несуществование Вайка и т.д. Сторонники сегодняшней прагматичной политики и Мадридских принципов должны понять стратегическое значение освобожденных территорий.
— Вы думаете, что они этого не понимают?
— К сожалению, последние 10-11 лет властями Армении руководят извне. Кроме того, зная их человеческие качества, никто не должен удивляться моим словам о том, что будущее армянского народа их вообще не волнует. Их интересует только сегодняшняя власть и накапливаемые благодаря этой власти миллиарды. Ради этого сегодняшние власть имущие готовы даже на принятие самого антиармянского варианта урегулирования. Однако я убежден, что ни один режим не осмелится перейти от слов к делу, поскольку это станет началом его конца. Кроме того, сегодня мировые геополитические центры, на мой взгляд, не предпринимают серьезных усилий в направлении урегулирования проблемы Нагорного Карабаха.
— А разве известное заявление президентов США, РФ и Франции не представляет собой четкое указание перейти от слов к делу?
— Это усилие предпринимается главным образом со стороны Запада с целью выдворения России с Южного Кавказа. Как только Западу удастся перетянуть на свою сторону армянскую политическую элиту, он сможет добится своей цели. Я уже четко вижу, что если сегодняшний антиармянский режим будет сохранен, то опасность может стать реальной.
— А разве будет плохо, если мы сумеем нормализовать наши отношения с соседями?
— Конечно, очень хорошо иметь добрые отношения с соседями, но Турция — сосед-враг, который пока не отказался от своих пантюркистских планов. Поэтому до того, как начать диалог с этой страной, мы должны состояться как государство, как армянское национальное государство, которого сегодня нет. Сейчас, на мой взгляд, стоит более важная задача — создание национального государства, и для ее решения мы должны объединить все наши усилия.
— А что нужно понимать под созданием национального государства? Правящая сегодня Республиканская партия тоже является носительницей национальной идеологии. То же самое можно сказать о вышедшей всего 3 месяца назад из коалиции АРФ Дашнакцутюн.
— В нашей действительности все фальшиво — фальшивые националисты, фальшивые социалисты, фальшивые либералы… К сожалению, никто из них не является истинным приверженцем той идеологии, которую исповедует. Между тем сила и мощь нашей нации должны состоять в нашем качестве и нравственности.
— Тем не менее, если не удастся создать национальное государство, о котором Вы говорите, а сверхдержавы начнут прилагать серьезные усилия для реализации Мадридских принципов, считаете ли Вы возможным возобновление войны в этих условиях?
— В последнее время очень много говорится о вероятности возобновления войны. Я придерживаюсь другой точки зрения. Более того, я убежден, что посредством угрозы возобновления войны пытаются запугать наш народ и заявить нам: чтобы не было войны, чтобы наши дети не погибали, вы должны что-то уступить. Я убежден, что в ближайшее время войны не будет. А вообще если мы хотим жить в мире, то каждый день должны быть готовы к войне.